Над такой дилеммой размышляли вчера участники парламентских слушаний по экологическим, экономическим и политическим аспектам ратификации Казахстаном Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для республики этот шаг - отличная возможность улучшить состояние окружающей среды благодаря внедрению передовых экологически чистых энергосберегающих технологий, уйти от сырьевой направленности экономики, привлечь новые инвестиции, еще более укрепить международный имидж. Но выполнимы ли обязательства по снижению выбросов парниковых газов, которые налагает на все государства упомянутый протокол, и не станут ли они тормозом для экономического развития?
Спикер Мажилиса Парламента Урал Мухамеджанов, открывая слушания, напомнил, что Казахстан присоединился к глобальному движению по борьбе с потеплением климата из-за увеличения выбросов парниковых газов от сжигания углеводородного топлива в мае 1995 года, когда была ратифицирована рамочная конвенция ООН. Что касается Киотского протокола, то он подписан 12 марта 1999 года. А вот ратификация этого документа затянулась. Между тем влияние парникового эффекта все ощутимее. За последние сто лет средняя температура на территории страны стала выше на 1,3 градуса. Цифра более чем в два раза превышает мировые значения. Стоит учесть, что аномальные температуры воздуха могут негативно сказаться на сельском хозяйстве, окружающей среде и здоровье людей.
Для подготовки к ратификации Киотского протокола в Правительстве была создана межведомственная комиссия, сообщил заместитель Премьер-Министра Карим Масимов. За истекшее время она проделала серьезную работу. В частности, был определен базовый год, который можно взять за основу при принятии республикой обязательств по снижению выбросов парниковых газов. В 1992 году они составили 340,8 миллиона тонн. Этот показатель в дальнейшем нельзя превышать. Сейчас казахстанские предприятия выбрасывают в атмосферу 212 миллионов тонн. Поэтому у нашей страны есть все шансы стать активным игроком на рынке углеродных кредитов, построение которого также предусматривает Киотский протокол.
Довольно критичным было выступление председателя Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Ерлана Нигматулина. Он поставил под сомнение методику расчетов вышеупомянутых показателей по выбросам. Ведь за 14 лет многие энергетические предприятия неоднократно меняли форму собственности. На кого теперь отнести те или иные выбросы? Вообще, при условии выполнения обязательств по протоколу, осуществима ли Стратегия Президента по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран? Как известно, США, являющиеся ведущими потребителями энергии в мире, отказались от его ратификации. Сейчас Штаты вместе с Австралией, Южной Кореей, Японией, Индией и Китаем внедряют альтернативные механизмы снижения выбросов, основанные на передаче высоких технологий от развитых стран к развивающимся.
Много вопросов вызывает и будущий статус Казахстана среди сторон Киотского протокола. Очевидно, республика будет включена в так называемое Приложение № 1, где представлены индустриально развитые страны, которые не должны превышать уровень выбросов 1992 года. Среди них с недавних пор Россия, Беларусь и Украина. Готова ли наша республика к конкуренции с ними в торговле углеродными квотами? Ведь к 2012 году - завершению периода исполнения обязательств по протоколу, казахстанские выбросы, по оценкам, возрастут до 350-390 миллионов тонн в год.
Сомнения депутата отчасти развеял министр иностранных дел Касымжомарт Токаев. По словам главного дипломата, попадание в Приложение № 1 позволит Казахстану рассчитывать на реализацию природоохранных и энергетических проектов за счет иностранных инвестиций. Россия, к слову, уже начала привлечение зарубежного капитала под Киотский протокол. Вложения извне могут составить порядка пяти миллиардов долларов.
Оптимистично настроен и министр охраны окружающей среды Камалтин Мухамеджанов. Он убежден, что ратификация протокола и дальнейшие меры по его реализации помогут оздоровить и модернизировать энергетику, но вместе с тем обеспечить троекратный рост ВВП страны и двукратное снижение энергопотребления. Руководитель Минэкономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов рассказал о прогнозируемых сценариях развития отечественной экономики и подчеркнул, что угрозы невыполнения республикой обязательств нет.
Своеобразную точку в дискуссии поставил директор Координационного центра по изменению климата Канат Байгарин. По его свидетельству, сегодня вопрос о том, ратифицировать Киотский протокол или нет, не стоит. Это будет важнейшее политическое решение. Просто нужно еще раз взвесить все "за" и "против", выслушать широкий спектр мнений, сделать необходимые расчеты по грядущему выполнению обязательств, подготовить национальное законодательство к реализации механизмов Киото.
Свое мнение по вопросу ратификации на слушаниях высказали депутаты, ученые, экологи, представители предприятий. В итоге они пришли к выводу, что включение Казахстана в Приложение № 1 Киотского протокола и принятие республикой на себя добровольных обязательств по стабилизации ежегодных выбросов парниковых газов на период 2008-2012 годов на уровне 1992 года целесообразны. Правительству рекомендовано внести на рассмотрение в Парламент проекты законов о ратификации протокола, о защите климата и озонового слоя. Кроме того, необходимо изменить и дополнить ряд действующих актов, касающихся исполнения обязательств по Киотскому протоколу, а также разработать программу энергосбережения, развития альтернативных источников энергии и снижения выбросов парниковых газов на 2008-2030 годы.
Потребуется и создание межведомственного уполномоченного органа по реализации протокольных механизмов, углеродного фонда и национального регистра проектов по сокращению выбросов парниковых газов и квот на выбросы. Наконец, назрела необходимость подготовки и утверждения правил по рассмотрению, утверждению и мониторингу проектов совместного осуществления, системы мониторинга антропогенной эмиссии и поглощения выбросов парниковых газов, процедуры определения и передачи прав на выбросы, порядка инвестирования соответствующих проектов.
Максим Шиманский ("Казахстанская правда" |