В будущем году вступает в действие международное соглашение о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов – Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для обсуждения его возможного влияния на рост экономики Казахстана общественный фонд «Координационный центр по изменению климата» провел в республике серию встреч государственных служащих и бизнесменов. О том, насколько «механизмы Киото» могут быть полезны нашей стране, корреспондент «Казахстанской правды» побеседовал с руководителем этой общественной организации Канатом Байгариным.
- По мнению многих специалистов, продажа квот - самый важный пункт Киотского протокола. В этой связи, как вы считаете, насколько высока вероятность получения прибыли нашей страной?
-Продажа квот или рынок квот на выбросы парниковых газов является в настоящее время новым, инновационным механизмом в управлении природными ресурсами и защите окружающей среды. Занять достойную позицию на этом рынке для Казахстана было бы значительным достижением и способствовало бы повышению конкурентоспособности экономики нашей страны. Полномасштабная реализация механизмов Киотского протокола начнется в 2008 году, но уже функционирует Европейский углеродный рынок, английский, углеродная биржа в Чикаго. То есть, если говорить об углеродном рынке в глобальном масштабе то, Региональный финансовый центр в Алматы мог бы выступить инициатором создания евразийской торговой площадки углеродных квот. Именно в таком посреднике нуждаются наши соседи страны Центральной Азии, Кавказа и даже Россия и Украина, так как они не имеют еще достаточной рыночной инфраструктуры, чтобы на равных конкурировать с западными странами. Что касается доходов от квот и прибыли, то здесь следует придерживаться приоритетов сегодняшнего дня. Лет 5-7 назад страна нуждалась в финансовых ресурсах для выхода на траекторию устойчивого роста и тогда продажа квот, которые образовались у Казахстана, могла бы принести значительные недостающие средства в бюджет страны. Сейчас ситуация другая: имеются накопленные собственные финансовые ресурсы, Казахстан - лидер по инвестиционной привлекательности для стран зарубежья, создан Фонд устойчивого развития «Казына» и его институты, которые уже ведут большую работу по эффективному использованию средств. И сейчас, главное все же не продажа квот, а механизмы Киотского протокола, которые создают условия для повышения конкурентоспособности проектов, которые имеют инновационную направленность на внедрение научно-технических достижений, повышения эффективности использования ресурсов и энергии по сравнению с традиционными проектами утилизации природных ресурсов. Когда мы говорим о конкурентной экономике, мы не имеем в виду рост ВВП любой ценой, в том числе за счет здоровья нации, когда природные богатства добываются без учета долгосрочных экологических последствий. Так, можно добывать дорогостоящее сырье и продавать его за большие деньги, но при этом большую часть этих денег тратить на лекарства для людей, которые это сырье добывают. Собственно, чтобы уйти от этого, была принята Стратегия индустриально-инновационного развития. В ней заложен рост ВВП в 3,8 раза и, что очень важно снижение энергоемкости экономики в два раза к 2015 году. Снижение энергоемкости производства в конечном итоге и приводит к сокращению выбросов парниковых газов и наоборот. В тоже время и то и другое приводит к снижению выбросов вредных для здоровья людей и окружающей среды веществ в атмосфере и на земле: двуокиси серы, оксидов азота, пыли, то есть всего сопутствующего процессу добычи и использованию энергии. Конечно, вопрос не стоит о том, что нужно все вредные производства остановить. Поиск инновационных проектов оказался сложным, поскольку наша страна в начальной стадии становления устойчивой рыночной экономики, и не многие инновационные проекты могут конкурировать с другими проектами, где не требуются высокие технологии, где прибыль лежит на поверхности. Киотский протокол, при этом не только способствует энергосбережению и снижению выбросов парниковых газов, но и дает гибкий экономический механизм и дополнительные стимулы, позволяющие привлекать по- настоящему инновационные проекты, делать их коммерчески конкурентными, и, особенно хочу подчеркнуть, это стимул для развития малого и среднего бизнеса, именно там находятся предприниматели, которые могут принимать решения быстро, если им создать условия, которые стимулируют ресурсо- и энергосбережение. Таким образом, Киотский протокол, на мой взгляд, - это один из инструментов выполнения стратегии индустриально-инновационного развития, он дает механизмы в которых нуждаются наши институты развития. Страна богатеет, когда снижает энергоемкость производства и выбросы в атмосферу парникового газа. В 2004 году Казахстан практически достиг уровня ВВП 1992 года. При этом энергии мы потребили в два раза меньше, чем в 1992 году. Рынок все расставил по местам: предприятия стали экономить энергию, это и привело к тому, что энергоинтенсивность ВВП упала в два раза. Да, это произошло, в том числе и за счет роста добывающего сектора страны. Однако индустриально-инновационная программа призвана изменить структуру экономики, но, для того чтобы ее менять, этот процесс необходимо стимулировать. Внедрение менее энергоемких проектов, не относящихся к добыче энергоресурсов, сыграют в этом вопросе не последнюю роль.
- И все же, радикальные сторонники Киотского протокола говорят: продадим квоты и будем жить хорошо, а противники считают, что, продав квоты, мы будем вынуждены их потом покупать, поскольку казахстанская энергетика интенсивно развивается, и соответственно растут и выбросы. Насколько обоснованны эти опасения?
- Один из способов реализации Киотского соглашения заключается в передаче индустриально развитыми странами развивающимся, в том числе, таким как Казахстан, передовых технологий, При этом квоты на выбросы переходят в страну, которая инвестировала средства в проект. Саму же продажу квот считаю второстепенным, вспомогательным механизмом. Он может эффективно использоваться в странах с высокой степенью развития рыночной культуры. Нам его еще не так легко эффективно использовать. Гораздо важнее механизм совместного осуществления, который учитывает реализацию энергосберегающих инновационных проектов, как своими силами, так и с привлечением инвестиций извне. Для Казахстана, этот аспект привлекательней, Он позволяет, с одной стороны, привлекать инвестиции в страну, а также накапливать квоты, благодаря проектам, которые осуществляются за счет собственных усилий. Например, в стране уже несколько лет реализуется Программа «Жасыл Ел», в результате, которой молодежь Казахстана внесла большой вклад в озеленение территории, а ведь это значит, что осуществляя посадки деревьев мы сокращаем собственные выбросы парниковых газов за счет поглощения углекислого газа деревьями, высаживаемыми по этой программе. Эта программа играет большую роль в патриотическом воспитании граждан, думаю понимание того, что она имеет большое значение для глобальной мировой экологии в борьбе с потеплением, только бы усилило это значение. Страна, имеющая обязательства по Киотскому протоколу, стремится снизить выбросы парниковых газов. Быстрее начинает применять новые технологии и осваивать альтернативные источники энергии. В эти проекты вкладываются средства предпринимателей, инвесторов или бюджетные деньги, либо привлекаются компании, заинтересованные в данных проектах по двум причинам - продвижение своих технологий и получение квот от этих проектов. Казахстан начал вкладывать средства за рубежом, а все ли выгоды извлекаются из этих проектов, ведь 170 стран мира ратифицировали Киотский протокол, то есть, вкладывая средства мы не должны забывать, что в этих странах есть дополнительный механизм, который позволяет повысить эффективность вложения наших средств. К примеру, реабилитация газораспределительной сети «Тбилгаза», который является сегодня казахстанской собственностью, потребует инвестиции от собственника, которые можно было бы экономить до 30% за счет механизмов Киотского протокола.
-А каков механизм раздела полученных в результате реализации проекта квот?
-Давайте, к примеру, возьмем строительство ГЭС. Государство дает 20 процентов за счет кредита. 20 процентов предоставляется местными бизнесменами. Недостающую сумму денег предоставляет, скажем, иностранная компания, которая предоставляет 60 процентов средств на проект. В таком случае квота делится 60 на 40, когда 40 процентов остается в Казахстане. В этом отношении квоты на выбросы парниковых газов становятся товаром таким же, как и киловатт часы. В случае же, когда страна полностью реализует проект за свой счет, то эти квоты она засчитывает себе. В мире ситуация следующая: обязательства по Киотскому протоколу имеют развитые страны и страны, которые потенциально войдут в число продвинутых государств мира. Это восточноевропейские страны и отдельные страны СНГ, такие как Украина и Россия. Данные страны причисляются к будущим лидерам индустриального развития. Казахстан имеет право выбрать, быть в списке стран развивающихся либо быть в рядах локомотива мировой индустрии. На сегодня Казахстан никаких прямых количественных обязательств не имеет, и будет обговаривать свои количественные обязательства с другими сторонами. Но количественные обязательства это прерогатива государства, которое их принимает, исходя из собственных интересов устойчивого развития и реалистических прогнозов развития экономики. Для Казахстана в базовом 1992 году, максимальный уровень выбросов парниковых газов составил примерно 350 миллионов тонн СО2. Как показала инвентаризация выбросов, проведенная Министерством охраны окружающей среды за 2005 год, мы имеем объем выбросов 235 миллионов тонн. Посчитайте разницу, это и есть наш запас в год или на период 2008-2012 год около 500 миллионов тонн.
- Как будет производиться измерение квоты после 2012 года, когда действие Киотского протокола закончится, разработан ли порядок выхода из этого соглашения?
Что будет после 2012 года, обсуждение этого вопроса уже началось. Это будет уже не Киотский протокол, а новый документ, который должен позволить расширить круг стран участвующих в этом и в первую очередь речь идет о великих державах, которые должны внести в снижение парникового эффекта значительный вклад. И в этих переговорах Казахстану важно не быть просто статистом, который наблюдает за ходом переговоров, а активно отстаивать свои интересы. У нас есть весомые аргументы, и в первую очередь, это территория и колоссальные энергетические ресурсы и роль Казахстана в мировом энергобалансе. Мы, кстати, уже много сделали для повышения энергоэффективности экономики: вовлечение в энергобаланс страны гидроресурсы, увеличение доли использования природного газа - чистое топливо. Все это давно можно было взять себе в зачет, если бы ратифицировали Киотский протокол, могли бы эти квоты накапливать. Однако мы не создали пока систему регистрации этих квот на государственном уровне. Ведь можно накапливать квоты до ратификации протокола, создав институт их регистрации. Межведомственная комиссия, созданная в 2000 г., одобрила два проекта - один пилотный проект по строительству газотурбинной станции совместно с японской государственной корпорацией «НЕДО» в Уральске - 15 миллионов долларов инвестиций, второй - утилизация попутного газа на Кумкольском месторождении компанией «Петро-Казахстан». Последний проект реализован за счет наших внутренних средств и является уникальным, так как на 700 тысяч тонн ежегодно снижаются выбросы парниковых газов.
Сам же выход из Киотского протокола очень простой. Государство может заявить о своем выходе, официально уведомив депозитария об этом, и в течение одного года после такого заявления страна выходит из Киотского протокола.
|