ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ: СТАТУС КАЗАХСТАНА В КИОТСКОМ ПРОТОКОЛЕ

Казахстан и Киотский протокол

Если проще взглянуть на механизмы Киотского протокола, то фактически их можно разделить только на два механизма:
 Проекты Торговля квотами 
Проекты по механизмам МЧР (статья 12 КП) и
Путь 2 СО (статья 6 КП; п.24 решения CMP.1 (Статья 6) Марракешские аккорды)
Путь 1 СО (статья 6 КП) и
Торговля квотами (ТК) (статья 17 КП)

Но чтобы эти механизмы заработали, кроме ратификации Киотского протокола страной, необходимо соответствовать следующим требованиям на национальном уровне:

  Требования для участия в механизмах на национальном уровне:
 для МЧР –
Сторона Киотского протокола;
Уполномоченный национальный орган;
Правила по одобрению, регистрации и мониторингу проектов;
Установление критериев устойчивого развития;
Представление отчета инвентаризации ПГ (кадастра антропогенных выбросов ПГ) и Национального сообщения в соответствии с требованиями для стран не Приложения I;
для Пути 1 СО –
Сторона Киотского протокола;
Уполномоченный национальный орган;
Правила по одобрению, регистрации и мониторингу проектов;
Национальная система инвентаризации выбросов ПГ;
Ежегодное представление кадастра антропогенных выбросов ПГ;
Национальное сообщение;
Регистрация ЕУК;
Национальный Регистр.
 
 для пути 2 СО -
Сторона Киотского протокола;
Уполномоченный национальный орган;
Правила по одобрению, регистрации и мониторингу проектов;
Национальная система инвентаризации выбросов ПГ;
Представление отчета инвентаризации ПГ (кадастра антропогенных выбросов ПГ) и Национального сообщения в соответствии с требованиями для стран Приложения I; 
Регистрация ЕУК;
 для ТК –
Сторона Киотского протокола;
Приложение В;
Национальная система инвентаризации выбросов ПГ;
Ежегодное представление кадастра антропогенных выбросов ПГ;
Национальное сообщение;
Национальный регистр;

Сроки подготовки и утверждения вышеуказанных законодательных документов будут зависеть от потенциала экспертов в умении разработать национальное законодательство и процедур утверждения в определенных инстанциях.

Далее чтобы эти механизмы через реализацию определенных проектов образовали так называемые единицы сокращенных выбросов (ЕСВ образуются от реализации проектов СО), сертифицированные сокращения выбросов (ССВ образуются от реализации проектов МЧР – количество ССВ будет принадлежать инвестору) необходимо на международном уровне выполнить следующее:

  Требования для участия в механизмах на международном уровне:
 для МЧР –
Разработчик проекта подает в УНО Заявку о проекте (PIN);
Инвестор и разработчик проекта заполняют Документ разработки проекта (ДРП/PDD) (Формат ДРП и методологии по категориям проектов утверждены Исполнительным Советом МЧР Конференции Сторон (КС);
УНО (МООС РК) регистрирует проект и готовит письмо одобрения;
Выбирается независимая аудиторская компания, утвержденная Секретариатом РКИК ООН, для проведения верификации проекта;
 ДРП/PDD вместе с планом мониторинга, письмом одобрения и отчетом о валидации представляется в Исполнительный Совет МЧР для проверки и окончательного одобрения.
 для Пути 1 СО – 
 Две стороны на основании Соглашения о реализации проекта
Регистрация в национальном регистре;
Трансфер ЕСВ;
Данный трансфер регистрируется в Международном журнале транзакций.
для пути 2 СО -
Разработчик проекта подает в УНО Заявку о проекте (PIN);
Инвестор и разработчик проекта заполняют Документ разработки проекта (ДРП/PDD) (Формат ДРП/PDD и методологии утверждены Комитетом по надзору соблюдения СО) Конференции Сторон (КС);
УНО (МООС РК) регистрирует проект и готовит письмо одобрения;
Выбирается независимая аудиторская компания, утвержденная Секретариатом РКИК ООН, для проведения детерминации и верификации проекта;
 ДРП/PDD вместе с письмом одобрения и отчетом о детерминации представляется в Комитет по надзору соблюдения СО  для проверки и окончательного одобрения.
Рассчитанные ЕСВ регистрируются в международном регистре;
Данный трансфер регистрируется в Международном журнале транзакций.

 для ТК –
Две стороны на основании Соглашения о реализации проекта
Регистрация в национальном регистре;
Трансфер ЕУК*;
Данный трансфер регистрируется в Международном журнале транзакций.

* единицы установленных количеств (ЕУК – количество разрешенных единиц стране.

 Сроки прохождения вышеперечисленных процедур на основании опыта других стран, работающих по механизму МЧР, составят от 8 месяцев до 1,5 лет. Необходимо учесть, что на сегодняшний день в Исполнительном Совете МЧР на очереди регистрации МЧР проектов находятся более тысячи проектов, а в Комитете по надзору соблюдения СО количество СО проектов намного меньше.

Учитывая реалии текущих обстоятельств во всем мире считаем необходимым изложить оценки международных экспертов спроса на проекты МЧР/СО (источник: www.pointcarbon.ru).

На углеродном рынке согласно международным исследованиям будет наблюдаться снижение инвестиции. Странам Приложения B, т.е. тем странам, у которых есть количественные обязательства по сокращению выбросов, благодаря кризису, облегчается задача по выполнению своих обязательств в рамках Киотского протокола, т.к. выбросы этих стран снизятся на 3,3%. Этим странам необходимо будет закупить единицы сокращения выбросов или другие углеродные единицы объемом 544 млн. тонн, что на 39% меньше по сравнению с предыдущим сентябрьским прогнозом. На сегодняшний день лишь одиннадцать стран испытывают дефицит углеродных единиц и вынуждены будут их докупать или же снижать свои выбросы для выполнения своих количественных обязательств. Согласно прогнозу международных экспертов теперь Япония превышает обязательства на 220 млн. тонн СО2-экв., что на 59% меньше до кризисного объема (540 млн. тонн). За Японией следует Испания (89 млн.), Австрия (52 млн.), Финляндия (46 млн.), Греция (38 млн.), Италия (31 млн.), Новая Зеландия (29 млн.), Хорватия (20 млн.), Дания (6 млн.), Бельгия (5 млн.) и Португалия (3 млн.). Добавим к этому наблюдаемое снижение цены на квоты – если летом прошлого года стоимость углеродной единицы, от которой зависит стоимость ЕУК, составила 20 евро, то сейчас – 10 евро.

На основании вышеизложенного возникают сомнения, что произойдет огромный приток инвесторов и инвестиций в страну и вероятность большого числа реализации проектов МЧР/СО. Но также стоит упомянуть, что сейчас выдвигаются на первый план те мероприятия, которые соответствуют решению проблем по энергоэффективности, энергосбережению, коммерциализации технологии по хранению энергии, улавливанию и захоронению углерода, возобновляемые источники энергии. И в этом направлении Казахстан представляется привлекательной для инвесторов страной, имеющей низкие показатели энергоэффективности, высокие показатели энергоемкости и углеродоемкости. Скорее всего эти направления обретут силу во втором и последующем периодах выполнения обязательств по сокращению выбросов ПГ.  

В промежуток времени от подписания до ратификации Киотского протокола от 1999 г. до 2009 г. Казахстаном были достигнуты договоренности на уровне Конференции сторон и закреплены соответствующими заключениями КС следующие моменты:

  1. Особый статус Казахстана – заключение FCCC/CP/2001/13/Add.4 (КС7, 2001 г. г. Марракеш).
  2. Базовый 1992 год для определения количественных обязательств - FCCC/CP/2006/L.2 (КС12 , 2006. г. Найроби)..
  3. Добровольные количественные обязательства - FCCC/CP/2008/L.2 (КС14, 2008 г., г. Познань).

Исходя из заключения о статусе для Казахстана FCCC/CP/2001/13/Add.4 можно сделать следующие выводы:
В соответствии с п.3 данного заключения «Конференция Сторон признала, что для целей Конвенции Казахстан будет по-прежнему являться Стороной, не включенной в Приложение I» для Казахстана означает, что практически она вправе принимать у себя проекты МЧР. И нет смысла выхода из статуса Приложения I, так как Казахстан не включен в это Приложение. Еще одним преимуществом является то, что Казахстан сохраняет право запрашивать финансирование ГЭФ на подготовку Национальных сообщений.

Следовательно, с этим статусом страна полномочна у себя принимать и реализовывать проекты МЧР (статья 12 КП) на своей территории. При этом подразумевается достижение двух целей: 1) обеспечение критериев устойчивого развития и содействие в достижении конечной цели Конвенции; и 2) помощь странам Приложения I в достижении их количественных обязательств по обязательному сокращению выбросов ПГ. Сертифицированные сокращения выбросов (ССВ/CER) в полном объеме будут принадлежать инвестору, т.е. компании из страны Приложения I после проверки независимым назначенным оперативным органом (НОО/DOE) и выдачи сертификата на них.

В Адаптационный фонд поступят 2% ССВ, полученные от реализации проекта МЧР, для оказания помощи развивающимся странам, особенно наименее развивающимся странам и островным странам. Казахстан, имеющий по классификации ООН статус страны с переходной экономикой, вряд ли будет иметь доступ получения финансирования из Адаптационного фонда, т.к. юридически страны, имеющие статус с переходной экономикой, не отражены в документах РКИК ООН по доступу к средствам Адаптационного фонда.   

В соответствии с п. 1 данного заключения «…Казахстан становится Стороной, включенной в Приложение I для целей Протокола в соответствии с п.7 статьи 1 Протокола» для Казахстана означает, что она вправе принимать у себя проекты СО по пути 2 на основании п.24 решения СМР.1 (статья 6) Марракешских аккордов - (24. В тех случаях, когда принимающая Сторона не удовлетворяет условиям приемлемости, изложенным в пункте 21, проверка сокращений антропогенных выбросов из источников или увеличения антропогенной абсорбции поглотителями в результате осуществления проекта во исполнение статьи 6 на предмет того, что в соответствии с пунктом 1 b) статьи 6 они являются дополнительными к тем, которые могли бы иметь место в случае отсутствия проекта, производится в рамках процедуры проверки, предусмотренной для комитета по надзору за соблюдением статьи 6. Принимающая Сторона может, тем не менее, вводить в обращение и передавать ЕСВ только после соблюдения требований, изложенных в пунктах 21 от а) до с) и е) ниже).

п.21. С учетом положений пункта 22 Сторона, включенная в приложение I, несущая обязательство, зафиксированное в приложении В, может передавать и/или приобретать ЕСВ, введенные в обращение согласно соответствующим положениям, если она отвечает следующим требованиям приемлемости:

  1. она является Стороной Киотского протокола;
  2. ее установленное количество согласно пунктам 7 и 8 статьи 3 было рассчитано и зарегистрировано в соответствии с решением -/СМР.1 (Условия учета установленных количеств);
  3. она создала национальную систему для оценки антропогенных выбросов из источников и антропогенной абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 и требованиями, содержащимися в принятых согласно ему руководящих принципах;
  4. она ежегодно представляла самый последний требуемый кадастр в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 и требованиями, содержащимися в принятых согласно им руководящих принципах, включая национальный доклад о кадастре и общую форму представления докладов. Для первого периода действия обязательств оценка качества, необходимая для целей определения права использовать механизмы, ограничивается теми частями кадастра, которые касаются выбросов парниковых газов из источников/категорий секторов, перечисленных в приложении А к Киотскому протоколу, и представленным ежегодным кадастром поглотителей.

Учитывая желание Казахстана в кратчайшие сроки (имеется в виду от 0,5 года до 1,5 - 2 года) создать у себя орган, ответственный за выполнение обязательств Конвенции и Протокола; утвердить правила по одобрению, регистрации и мониторингу проектов МЧР/СО; разработать и утвердить национальную систему инвентаризации ПГ; закупить и установить регистр, то проекты можно выполнять и по МЧР и/или по Пути 2 СО.  Такое решение можно принимать из обстоятельств, сложившихся  внутри Казахстана, Исполнительном органе МЧР и Комитету по надзору за соблюдением статьи 6, т.е. насколько Казахстан усовершенствовал свою законодательную базу в рамках Киотского протокола будет зависеть в какой орган выгоднее сдать на утверждение и передачу ССВ/ЕСВ. Для страны будет выгоднее получить ЕСВ. 

Относительно п.2 данного заключения «Конференция Сторон отметила интерес, выраженный Казахстаном в отношении проведения переговоров в целях определения установленных количественных обязательств по ограничению или сокращению выбросов для Казахстана согласно приложению B Протокола» можно сказать, что данный интерес был закреплен заключениями (FCCC/CP/2006/L.2), достигнутыми в г. Найроби, Кения, о базовом 1992 годе (выбросы были рассчитаны в объеме 340 млн.т. СО2-экв) и (FCCC/CP/2008/L.2) в г. Познать, Польша, о добровольных количественных обязательствах Казахстана на период 2008–2012 годов.

Добровольное обязательство Казахстана заключается в ограничении своих антропогенных выбросов ПГ в период 2008–2012 годов объемом, эквивалентным 100% его выбросов в 1992 году.

На языке РКИК ООН добровольные обязательства означают обязательства по ограничению или снижению выбросов парниковых газов, которые не имеют юридической силы и не могут быть связаны с какими-либо штрафными мерами или санкциями в первом зачетном периоде. Термин «добровольные обязательства» рассматриваются странами как возможный юридический инструмент во втором зачетном периоде.

Наиболее вероятным у Казахстана сразу после ратификации Киотского протокола возникает возможность генерировать единицы снижения выбросов, которые «произведены» проектами по снижению выбросов парниковых газов, полностью соответствующими экологическим и прочим смысловым критериям проектов МЧР или ПСО, но формально не имеющими данного статуса. И в этом случае единицы снижения выбросов приобретают статус добровольных единиц сокращений выбросов (VERs). Цены на VER ниже, чем на единицы снижения выбросов Киотского протокола, при этом VERs пользуются небольшим, но устойчивым спросом.

Преимуществом в достижении этих решений являются, во-первых, демонстрация вклада страны в решение проблемы глобального потепления, и, во-вторых, получение выгод, хоть и небольших, от продажи  VERs, полученных от реализации проектов СО.

Если Казахстан за оставшийся период первого зачетного периода успеет разработать ДРП проектов, будь то проекты МЧР или СО (путь 2), зарегистрировать в Секретариате РКИК ООН и сертифицировать ЕСВ по проектам СО, то сможет реализовать их только в качестве VERs на добровольном рынке. Это будет связано с тем, что страна не имеет юридически закрепленных количественных обязательств, включенных в Приложении B Киотского протокола.

 Для участия в механизме торговли выбросами Казахстану необходимо создать свою внутреннюю схему торговли выбросами и добиться права выхода на международные рынки.  

 Первоочередные мероприятия после ратификации Киотского протокола:

  1. Через ноту МИД направить в Депозитарий РКИК ООН информацию о ратификации КП;
  2. Назначить Уполномоченный национальный орган;
  3. Утвердить правила по рассмотрению, одобрению и регистрации проектов МЧР/СО;
  4. Утвердить национальную систему по определению всех источников выбросов ПГ и абсорбции поглотителями ПГ.
  5. Незамедлительно начать переход подготовки инвентаризации выбросов ПГ от формата страны не Приложения I в формат страны Приложения I.
  6. В соответствии с пунктом 4 решения (FCCC/CP/2008/L.2) - 4. КС приняла к сведению выраженный Казахстаном интерес к пересмотру его годового кадастра ПГ – ускорить процедуру проверки и закрепить установленное количество ЕУК (приблизительно 90 млн.т.СО2-экв. в год) за страной.
  7. Установить национальный регистр или присоединиться к регистру другой страны.

К настоящему моменту можно сказать, что все обозначенные пункты выполнены на 50% - 70%.

  1. Проект Постановления о создании УНО находится на стадии согласования.
  2. Правила по рассмотрению, одобрению и регистрации проектов МЧР/СО разработаны, прошли оценку на соответствие анти-коррупционному законодательству и находятся в процессе дальнейшего одобрения.
  3. Годовая инвентаризация выбросов ПГ (или кадастр ПГ) выполняется ежегодно КазНИИЭК в формате для страны не Приложения I. Необходимо в стране утвердить компании, предприятия и организации, являющиеся источниками выбросов ПГ (т.е. реестр эмиттеров ПГ), разработать формат отчетности по выбросам ПГ  для них и срок подачи данной отчетности в МООС РК и Агентство РК по статистике, готовить инвентаризацию в формате CRF Приложения I. В 2006 г. в ходе достижения заключения о базовом годе такой отчет в формате  CRF был подготовлен экспертами КазНИИЭК и представлен в Секретариат РКИК ООН. 
  4. Используя потенциал переговорщиков запросить Секретариат РКИК ООН направить международную группу экспертов в конце 2009 или начале 2010 г.   в Казахстан с целью проведения проверки годовой инвентаризации выбросов ПГ, выполняемой КазНИИЭК.
  5. В 2009 г. выделены средства из РБК на создание УНО и закуп Национального регистра. Необходимо определить орган, ответственного за ведение регистра и начать переговоры по присоединению к регистру в любой другой стране или закупить отдельно для страны.

Заключение

В сложившихся реальных условиях стране необходимо приложить все усилия, на мой взгляд, на юридическое утверждение ЕУК (возможно снова особым статусом для Казахстана). Это самое важное условие, которое необходимо выполнить до завершения первого зачетного периода. В случае, если количество ЕУК будут утверждены, скажем в конце 2010 г., то возникает возможность реализовать проекты по так называемой схеме зеленых инвестиций (СЗИ) и часть сохранившегося объема ЕУК перенести на второй зачетный период с целью обеспечения экономической безопасности  при быстром росте экономики страны. Или же в полном объеме закрепить для режима пост-Киото. Все ранее достигнутые решения в отношении Казахстана на сессиях КС послужат достаточным основанием для юридического признания национальных единиц установленных количеств (ЕУК). Также необходимо будет выполнить просьбу КС, выраженную в пункте 3 со сносками двух последних решений, что означают стране необходимо готовить отчеты по национальным сообщениям и инвентаризации выбросов ПГ в форматах для страны Приложения I:

П. 3. КС повторно обратилась к Казахстану с просьбой представить национальное сообщение*   и годовые кадастры выбросов ПГ**  в соответствии с пунктом 2 b) статьи 4 и статьей 12 Конвенции с использованием руководящих принципов РКИКООН для Сторон, включенных в приложение I.

* - См. решения 4/СР.5, 4/СР.8 и "Руководящие принципы для подготовки национальных сообщений Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, часть II: руководящие принципы РКИКООН для подготовки национальных сообщений" (FCCC/CР/1999/7).

** - См. решения 3/СР.5, 18/СР.8, 13/СР.9 и "Руководящие принципы для подготовки национальных сообщений Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, часть I: руководящие принципы РКИКООН для представления докладов о годовых кадастрах" (FCCC/SBSTA/2006/9)

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100