Глобальное изменение климата не проблема одного поколения и одного народа. Проблема эта касается всех и каждого на Земле. Народы планеты, находясь в настоящий момент перед лицом глобальной катастрофы, осознали, что их будущее зависит от них самих.
Совершенно очевидно, чтsо изменение климата - проблема глобальная во всех отношениях.
-
Во-первых, антропогенный процесс разбалансировки климатической системы имеет глобальный характер, его последствия будут касаться каждой страны, каждого человека.
-
Во-вторых, каждая страна и каждый человек в отдельности причастен к причинам, обусловившим этот процесс. То есть и причины и следствия касаются всех.
-
И, наконец, в-третьих, проблема должна решаться всем миром. Она требует глобальных усилий и глобальной координации.
В декабре 1988 года, пересмотрев стратегию по политике климатических изменений, Генеральная Ассамблея ООН одобрила создание Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change). И в 1989 году на ежегодной встрече, главы семи крупных демократических держав признали необходимость принятия всемирной конвенции по глобальным климатическим изменениям в целях уменьшения выбросов антропогенных парниковых газов.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции по окружающей среде и развитию была подписана Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Конференция явилась результатом признания факта наличия климатических проблем и необходимости борьбы с ними. Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 года. Данная Конвенция была ратифицирована более чем в 150 странах мира.
Согласно статье 2, конечная цель РКИК/ООН заключается в достижении стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему, в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, что позволит не ставить под угрозу обеспечение населения продовольствием и обеспечит дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.
После создания и принятия РКИКООН стало ясно что принципы заложенные в Конвенции необходимо претворить в жизнь.
Вследствие этого в декабре 1997 года в г. Киото (Япония) страны мирового сообщества продолжили разработку исторического соглашения о контроле над атмосферными выбросами парниковых газов, ведущими к глобальному потеплению. В основу его легло добровольное, юридически не обязывающее заявление крупнейших промышленно развитых стран о намерении к 2000 году сократить объем выбрасываемых в атмосферу парниковых газов до уровня 1990 года. Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:
-
Установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран - участниц.
-
Использовать гибки рыночные механихзмы, а не "обязательные схемы и меры", такие как налог на выброс двуокиси углерода.
-
Добиться серьезного участия развивающихся стран.
В ракурсе международного переговорного процесса для нас наиболее интерестна задача Глобальное потепление представляет собой глобальную проблему, требующую глобального решения - в поисках которого должны принимать участие не только развитые, но и ключевые страны с переходной и развивающейся экономикой.
Переговоры, которые предшествовали конференции в Киото, не были особенно успешными, при этом самые трудные вопросы были решены только в последние дни и даже часы конференции. Среди ключевых участников возникли широкие разногласия, по многим пунктам среди которых были: "В каком объеме должны производиться обязательные сокращения парниковых газов и выбросы каких газов подлежат обязательному сокращению" или "Следует ли применять требования по ограничению объемов атмосферных эмиссий к развивающимся странам", "Следует ли вводить систему торговли показателями эмиссий и совместных проектов с зачетом квот, которые позволили бы стране, способствующей снижению эмиссий в других странах, получать зачеты за эту деятельность вместо более дорогостоящего сокращения эмиссий на своей территории". Однако Киотский протокол призван решить эти проблемы и привести к новому разумному решению.
Итак, решения Киотского протокола поддержали подход, позволяющий развивающимся странам продолжать экономическое развитие, но развитие это должно происходить на экологически обоснованной и экономически устойчивой основе за счет использования преимуществ технологий, которые не были доступны промышленно развитым странам в период их индустриального развития.
Страны-участницы договорились, что на данном этапе переговоров будут установлены ограничения лишь для промышленно развитых стран. Согласно итогам переговоров их назвали "странами Приложения 1 (Annex 1)", и последние согласились взять на себя юридически обязательные ограничения на атмосферные эмиссии парниковых газов. Развивающиеся страны было решено именовать "странами, не вошедшими в Приложение 1". В итоге, решения указывают на то, что страны из Приложения 1 обязаны - на индивидуальной или коллективной основе - обеспечить положение, при котором объем выбрасываемых ими парниковых газов, равный совокупному антропогенному эквиваленту двуокиси углерода не превышал бы объемов, установленных для каждой страны в Приложении Б к Протоколу, "с тем, чтобы общий объем выбрасываемых ими в атмосферу парниковых газов стал по крайней мере на 5 процентов ниже уровня 1990 года за период с 2008 по 2012 годы". В Приложении А перечислены шесть основных парниковых газов, на которые распространяется действие соглашения.
Даже без серьезного участия развивающихся стран затраты могут быть значительно снижены за счет торговли квотами атмосферных эмиссий между этими странами.
Киотский протокол имеет историческое значение, но это лишь первый шаг, предпринятый в рамках долгого процесса. |