Углеродная площадка Казахстана (рабочее название)
План по распределению прав на выбросы
План по распределению прав на выбросы представляет собой основополагающий инструмент в торговле выбросами.
Данный план строится в 4 плоскостях:
-
национальный уровень
-
макросектора
-
область торговли эмиссией
-
эмитенты
На национальном уровне формулируется общая цель эмиссии газов, создающих парниковый эффект. Эта цель должна быть совместима с международными обязательствами. В случае необходимости могут предусматриваться запланированные покупки прав на эмиссию или кредиты.
Так как торговля выбросами ограничивается эмиссиями двуокиси углерода, требуются проектные и политические мероприятия для сокращения выбросов других парниковых газов.
Национальная цель сокращения эмиссии углекислого газа распространяется на все сферы экономической активности.. Особенный интерес для Схемы торговли выбросами (СТВ) представляют охваченные достоверной статистикой области индустрии и энергетики. Для неохваченных СТВ сфер, должны применяться другие политические мероприятия гарантирующие, что цель сокращения эмиссий ПГ будет достигнута.
Схема торговли выбросами включает в себя совокупность всех подчиненных СТВ эмитентов. В планируемой Казахстанской системе это источники выбросов. В макроплане для этой области предусмотрен пункт, сколько разрешений подлежит выдаче, при этом будут предусматриваться резервы для новых эмитентов.
На заключительном этапе следует распределение разрешений на выбросы между отдельными эмитентами. При помощи пропорциональных сокращений должно быть гарантировано, что сумма этих прав соответствует с общей нормой выдачи.
Микроплан
Микроплан предусматривает процедуры и критерии распределения разрешений на выбросы для конкретных установок согласно используемой базе данных.
Распределение эмиссионных прав
Распределение требует письменного заявления в соответствующую инстанцию. Сведения в заявлении на выдачу разрешений должны быть проверены в компетентном органе. К заявлению прилагаются соответствующие документы (такие как паспорт выбросов ПГ, инвентаризация, базовая линия и т.д.).
Возможности действий предприятий
С введением торговли выбросами коренным образом изменится экономическое принятие решений для предприятий, которых касается эмиссионная торговля.
Для предприятий существуют 3 новых решающих параметра:
-
Заданная величина нормы распределения эмиссий.
-
Цена по сертификатам.
-
Предельное сокращение издержек на мероприятия по уменьшению эмиссии в своей области.
Решающим моментом станет обстоятельство, будет ли предприятие проводить мероприятия по сокращению эмиссии в своей области или докупит сертификат на эмиссию, которое экономически зависит от связи внутреннего предельного сокращения издержек с ценой по сертификату. Существует два варианта:
1. Внутреннее предельное сокращение издержек ниже чем цена по сертификату: в этом случае было бы экономически разумно провести мероприятия по сокращению эмиссии в собственной сфере, чем покупать сертификат.
действие наоборот
2. Внутреннее предельное сокращение издержек выше чем цена по сертификату: при таких условиях экономически правильнее было бы наоборот купить сертификаты.
Переход на совершенно новую систему – торговлю выбросами – несомненно выдвигает участвующим предприятиям доселе непривычные требования. Необходимо усиленно искать возможности сокращения эмиссии в своей области, а возможности торговли сертификатами должны стать «обычной» деловой активностью. Таким образом, одновременно образуются новые поля деятельности в бизнесе.
Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощения парниковых газов (ПГ) включает:
1) распределение квот на выбросы парниковых газов;
2) выдачу сертификатов на выбросы парниковых газов;
3) изменение квот на выбросы ПГ и переоформление сертификата на выбросы ПГ;
4) национальный план распределения квот на выбросы ПГ;
5) субъекты администрирования природопользователей;
6) рыночный механизм сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;
7) независимого поставщика информации;
8) внутренние проекты по сокращению выбросов парниковых газов;
9) процедуры мониторинга;
10) экологические (зеленые) инвестиции;
Квоты на выбросы парниковых газов
Квоты на выбросы парниковых газов выдаются в соответствии с Национальным планом распределения квот к каждой установке и определяются на основе данных паспорта установки и записываются в сертификатах на выбросы парниковых газов.
Природопользователи до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представляет в МООС РК отчет о фактическом объеме выбросов и поглощений парниковых газов за отчетный период, а также сведения о приобретенных и отчужденных единицах квот, полученных и переданных в результате реализации проектов сокращения выбросов.
В случае превышения установленного объема квот природопользователь вправе компенсировать свои обязательства по сокращению выбросов ПГ единицами квот, приобретенными у другого природопользователя.
Природопользователь имеет право продать квоты другим природопользователям, если имеется резерв квот. Однако, резерв квот, полученный за счет снижения производства, не является предметом торговли.
Для получения квоты Природопользователь обязан представить в МООС РК следующие документы, подтвержденные независимой аккредитованной организацией:
1) отчет об инвентаризации парниковых газов за отчетный год;
2) паспорт установки;
3) программу сокращения выбросов парниковых газов;
4) план мероприятий по реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
Сертификат на выбросы парниковых газов
Сертификат – документ, выдаваемый МООС РК и устанавливающий объем разрешенных выбросов парниковых газов.
Изменение квот и переоформление сертификата на выбросы парниковых газов.
В случаях изменений, планируемых в характере или функционировании установок, или введении новых источников ПГ в течение отчетного периода, Природопользователь обращается в МООС РК для пересмотра объема выданных квот.
В случаях смены оператора установки, МООС РК переоформляет сертификат на основании подтверждающих документов. Обязательства, установленные в сертификате, переносятся на нового оператора.
Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов.
План устанавливает общий объем квот на выбросы парниковых газов по отраслям экономики и объемы квот для природопользователей
Рыночный механизм сокращения выбросов и поглощения парниковых газов
Рыночный механизм сокращения выбросов и поглощения ПГ включает:
1) торговлю квотами на выбросы парниковых газов;
2) торговлю единицами поглощения парниковых газов, сертифицированных сокращений выбросов, сокращения выбросов, внутреннего сокращения выбросов;
3) международную торговлю единицами установленного количества между странами, имеющими ограничения и (или) сокращения выбросов парниковых газов, и их юридическими лицами.
Субъектами рынка выбросов парниковых газов являются юридические лица, участвующие в реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, а также участники биржевой торговли.
Требования к торговле углеродными единицами
Единицы квот, участвующие в системе торговли квотами на выбросы ПГ, обращаются только на внутреннем торговом рынке без права передачи в учетные системы установленного количества других стран. Единицы квот могут использоваться на других международных биржевых площадках в целях их котировки.
Углеродные единицы РК могут быть отчуждены из учетной системы установленного количества в случае принятия международных договоров на двусторонней основе, объем которых не может превышать ежегодного объема выбросов парниковых газов.
Сертифицированные единицы сокращений и единицы сокращения выбросов могут использоваться для целей внутренней и международной торговли и обеспечиваться переходом из государственной системы учета установленного количества в систему учета других стран.
Внутренние проекты по сокращению выбросов парниковых газов
Внутренние проекты по сокращению выбросов парниковых газов направлены на сокращение выбросов парниковых газов в следующих сферах экономики:
- горно-металлургическая (в части проектов утилизации шахтного метана);
- сельское хозяйство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- озеленение лесных и степных территорий;
а) предотвращение деградации земель;
б) возобновляемые источники энергии;
- переработка коммунальных и промышленных отходов;
а) транспорт;
б) энергоэффективное строительство.
Экологические (зеленые) инвестиции
Из части общего объема выбросов парниковых газов образуется резерв единиц установленного количества.
Резерв передается в управление подведомственной организации Министерства охраны окружающей среды.
Инвестирование проектов в рамках механизма экологических (зеленых) инвестиций осуществляется в объеме средств, полученных от реализации или использования единиц установленного количества из резерва.
|