Уходя , гасите все
№ 217 (16603) от 18.11.2008
Владислав ШПАКОВ, Астана
Экспресс-К
Эпоха дешевой энергии прошла - и есть все основания полагать, что безвозвратно. Не бесконечны ни нефть, ни газ, ни уголь, а людям как раз хочется жить бесконечно. Причем многим из них даже хочется жить с комфортом. Но, похоже, наступили времена, когда всем нам придется провести четкую черту между комфортом и безответственностью, между самым необходимым и непозволительной роскошью.
Как скоро граница этих понятий в подходе к энергосбережению будет определена в Казахстане, корреспонденту "ЭК" рассказал председатель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Нурлан Алдабергенов.
- Нынешний финансовый кризис был предварен кризисом энергетическим, который довольно долго развивался, но в конце концов привел мир к дефициту энергоресурсов. Несмотря на то, что наша страна - крупный поставщик энергоресурсов, насколько остро стоит проблема перед Казахстаном?
- Конечно, вопрос очень актуальный. Если мы вернемся буквально на квартал назад и взглянем на ситуацию, которая была, то увидим явную разницу. По крайней мере, в плане того, что некоторое время стране не хватало электроэнергии. Наверняка помните, что в конце лета и в начале осени кое-где даже были веерные отключения. Ситуация отражала тот факт, что не хватает мощностей.
Сейчас обстановка немного поменялась. Вследствие кризиса и спада промышленного производства на электростанциях высвобождены мощности, достаточные для удовлетворения спроса потребителей.
Разница ситуаций заключается в этом, но общая проблема нашей энергетики в другом. В настоящее время энергетические предприятия находятся в крайне неблагоприятных условиях. Тяжелое финансовое положение совмещается с тем, что их техническое состояние оставляет желать лучшего. Станции работают уже более 20-30 лет, так что необходимы солидные инвестиции, серьезные ремонтные работы. Словом, энергопроизводителям нужны значительные экономические вливания.
В этом плане нам нужно вместе с энергетиками вести большую совместную работу. То есть напрямую это явление с мировым финансовым кризисом не связано, речь идет о поддержке и обновлении.
Еще надо отметить, что ситуация с финансовым кризисом непостоянная, рано или поздно она поменяется, и, уверен, к лучшему. Но ведь, когда начнется подъем, мы опять можем столкнуться с дефицитом электрической энергии. Поэтому в любом случае нужно будет двигаться в направлении расширения мощностей и их обновления.
- А между тем еще с советских времен наш народ привык расходовать энергию бездумно, в каких угодно количествах. При нынешних проблемах наблюдается ли какое-либо улучшение ситуации с потреблением?
- Знаете, вы сейчас затронули серьезную проблему, которую необходимо решать нам всем. Это задача энергосбережения.
Конечно, мы постоянно поднимаем эту проблему. И все вроде бы нас понимают, но: данный вопрос приходится держать на контроле, особенно по основным аспектам энергосбережения, которые непосредственно касаются нашего агентства. Это, во-первых, тарифы. Мы понимаем, что экономика развивается и все сводится к тому, что каждый год тарифы имеют тенденцию к росту в пределах уровня инфляции. Соответственно, необходимая модернизация энергетических объектов обязательно будет связана с изменением тарифов. Так что даже тут встает вопрос энергосбережения.
- Какие вы видите пути решения этой проблемы?
- Первый общеизвестный путь - это установка приборов учета. На настоящий момент в среднем 18 процентов потребителей республики используют приборы учета тепловой энергии. По горячей воде - порядка 67 процентов, по холодной - 77 процентов. В этом плане ведется активная работа, и мы надеемся, что в ближайшее время достигнем стопроцентного уровня установки приборов учета.
Мы заостряем внимание на этой проблеме, потому что прибор учета дает экономию энергии от 20 до 40 процентов. Это факт, выгодный как услугодателю, так и потребителю, поэтому здесь и граждане должны быть заинтересованы вместе с нами.
Следующий момент - дифференцированные тарифы. Это новое направление, которое сейчас активно форсирует АРЕМ. В парламенте уже рассматривался законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, касающиеся вопросов отраслевого регулирования. В частности, в закон об электроэнергетике при поддержке депутатов вносится норма о том, что расчеты будут производиться по дифференцированным тарифам.
То есть если рассматривать в разрезе потребителей, то с 1 января у населения появится право выбора. Человек сможет платить так, как он считает наиболее выгодным: по дифференцированному тарифу, либо по усредненному. Что же касается юридических лиц, то там будет обязательная норма - оплата исключительно по дифференцированному тарифу.
- Что это даст?
- Это обязательно подтолкнет предприятия к энергосбережению. Если у предприятия достаточно средств, то, пожалуйста, - оно может потреблять большое количество энергии в "час пик", когда тариф значительно выше. А при желании сэкономить можно будет выбрать иной режим потребления.
Вообще, весь мир работает по такой системе. Я уверен, что при внедрении таких многотарифных систем мы обязательно достигнем прогресса в вопросах энергосбережения.
Другой момент - то, что мы начиная с нового года будем планировать свою тарифную политику и менять тарифы на энергоресурсы для населения в зависимости от объемов их потребления. В новом законопроекте предусмотрена разработка такой методики.
Проще говоря, будет так. Скажем, к примеру, до ста киловатт/часов в месяц будет действовать один тариф, а по мере роста потребления он будет расти. Это, безусловно, будет подталкивать потребителей к экономии.
- Планируется ли как-то изменить политику энергосбережения в отношении предприятий?
- У нас сейчас очень большие потери как в тепловых, так и в электрических сетях. Если мы возьмем все энергопередающие предприятия, то увидим, что порядка 2 млрд 152 млн тенге приходится на сверхнормативные потери - это либо следствие ухудшенных свойств оборудования, либо вовсе хищения.
Конечно, соглашаться с такими суммами мы не можем. Поэтому в новом законопроекте предусмотрели, чтобы с нового года предприятия, у которых имеются сверхнормативные потери, в обязательном порядке разрабатывали планы мероприятий по их ликвидации. В противном случае мы будем их принуждать к тому путем штрафных санкций. Причем данная норма предусматривает, что план мероприятий не должен превышать пятилетнего срока. То есть в течение этого времени предприятие должно будет полностью разобраться и устранить свои сверхнормативные потери. Думаем, что такой закон будет стимулировать предприятия к более серьезному отношению.
В то же время есть еще и нормативные потери. Но это, так сказать, физика. Поскольку передача идет по проводным сетям, то неизбежно нагревание, сопротивление, износ и так далее. Это технологический процесс. Но ведь и они у нас достаточно высокие! Достигают порядка 20 процентов.
Если сравнивать с временами Советского Союза, то за последние 15-20 лет эти потери выросли до 70-80 процентов относительно того уровня, который был. Так что и в этом отношении мы будем продолжать на законодательном уровне бороться за снижение нормативно-технических потерь.
По тепловой энергии картина несколько хуже - потери по республике достигают порядка трех миллиардов тенге. Так что и в этой области, если парламент одобрит законопроект, мы будем подталкивать предприятия к работе в плане экономии.
Вот такие новшества мы внедряем, и считаю, что они будут заставлять предприятия наводить у себя порядок, что, несомненно, положительно скажется на их работе.
- А у кого проще изменить отношение к экономии - у предприятий или у граждан?
- Мы постарались подойти одинаково к обеим сторонам. Сейчас довольно трудно определить, кто будет лучше относиться к новшествам. По текущему состоянию потребители расходуют более экономно. Заметьте, проводимые нами публичные слушания проходят в больших дебатах. Споры с потребителями затрагивают практически все вышеназванные проблемы. И в этом плане они являются для нас хорошими соратниками. |