Источник цитаты (орган): Национальное информационное агентство «КазИнформ» (http://www.inform.kz)
Вопросы изменения климата и альтернативных источников энергии требуют безотлагательного решения в условиях экономического кризиса
АСТАНА. 20 марта. КАЗИНФОРМ /Садыкова Ризвангуль/ - В рамках серии интервью и комментариев известных ученых и политиков-участников II Астанинского экономического форума «Экономическая безопасность в Евразии в системе глобальных рисков», прошедшего в Астане 11-12 марта 2009 года, мы представляем читателям нашего гостя Джозефа Маккини, профессора мировой экономики, Университет Бэйлора, г.Уэйко, штат Техас, США
- Каково Ваше мнение по поводу предложения Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании единой мировой валюты? Наряду с экономическим форумом в эти дни Казахстан отмечает пятнадцатилетие идеи утверждения Евразийского Союза, которая была объявлена нашим Президентом в 1994 г. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
- Сначала я хотел бы ответить на последний вопрос. Безусловно, у любой региональной интеграции, особенно в экономической сфере, есть много преимуществ, в связи с этим, я верю, что идея Президента Казахстана Н.Назарбаева чрезвычайно реалистична. Например, сотрудничество в области торговли будет полезным для всех стран как единое целое.
Что касается предложения о разработке единой мировой валюты, я не считаю эту возможность такой оптимистичной. Я думаю, что может быть, например, через много лет этот вопрос может вернуться опять на повестку дня. Я считаю, что потребуется достаточно много времени для экспертов в области мировой экономики, чтобы дать возможность развиться такой идее.. В то же время, мне кажется, что незамедлительный шагом в этом направлении может быть внедрение региональных валют. Понятно, чем выше уровень региональной интеграции, тем реалистичнее идея создания региональной валюты.
- Было много обсуждений по поводу главной причины экономического кризиса и путей выхода из него… Каково ваше мнение о национализации банков, которую совершили некоторые правительства? И каковы должны быть, на ваш взгляд, главные шаги по преодолению кризиса?
- Экономический кризис возник в США, но в результате совпадения нескольких факторов. Частично, это реакция на финансовый кризис Азии конца 1990-х, несколько азиатских стран начали подвергаться большому притоку профицита, а также накапливать огромные запасы иностранной валюты. Вместе с этим, эскалация цен на нефть позволила основным нефтепроизводящим странам накопить крупные суммы иностранной валюты. Как только эти средства вновь были пущены в оборот, крупная их часть нашла свой путь в хорошо развитых рынках капитала и осознала зону безопасности США. Средства были влиты в недвижимость, которые были стимулированы частично политиками, которые на социальной основе поддерживали домовладение даже людьми с низким доходом.
Восстановление финансового сектора будет нуждаться в устранении проблемных активов из баланса финансовых институтов правительственными субъектами, которые могут, в конечном счете, продать активы, когда их ценность будет определена вернее. Только после того, как проблемные активы были устранены из баланса, будут кредитоваться новые инвестиционные проекты, которые являются источником жизненной силы рыночной экономики, возвращаться к нормальному уровню.
Возвращаясь к Вашему вопросу о национализации банков, пока это необходимый шаг или временная мера, но я не верю, что это хорошая идея в долгосрочной перспективе… Покупка государством ценных бумаг банка – единственный путь, по которому капитал может быть влит в банк, и хранить его кредитоспособным.
Я думаю, Вы помните, что, когда Швеция переживала финансовый кризис, они национализировали банки, которые до кризиса были частными, затем они опять их приватизировали. Я думаю, что подобная парадигма будет осуществлена в случае возникновения национализации банков в Соединенном Королевстве и США. Это будет временным решением и позже эти банки вновь будут приватизированы.
Чтобы сократить рост экономического спада необходимо скоординировать действия денежно-кредитных и финансовых линий. Крупные страны мира, по-видимому, поняли серьезность кризиса, и реагируют на него как крупными денежными вливаниями, так и специальными пакетами финансового стимулирования. Правительство Президента Обамы в Соединенных Штатах предложило стимулирующий пакет, который составляет почти 6 % Валового внутреннего продукта (ВВП) поверх дефицита федерального бюджета, который уже достиг предела - 8 % ВВП. Китай объявил об очень существенном пакете финансового стимула, и Япония согласилась сделать фонды более доступными для поступлений из Международного валютного фонда и Всемирного банка, поскольку они помогают развивающимся экономическим системам.
- Как вы думаете, какова роль международных финансовых институтов на фоне данного экономического кризиса?
- Преобразованный Международный валютный фонд (или некоторая альтернативно установленная договоренность) должен будет установить контроль и надзор над финансовыми учреждениями, действующим в глобальном масштабе. Хеджевые фонды также должны быть отрегулированы, агентства оценки кредитоспособности проверены, установлен и согласован международный стандарт уровня капитала. На дальнейшем этапе международная конвергенция стандартов бухгалтерского учета также была бы желательна. Проблема будет состоять в том, чтобы осуществить меры, которые обеспечивают большую финансовую стабильность, не препятствуя финансовым новшествам, необходимым в рыночной экономике. Объединенные усилия Международного валютного фонда, Банка международных урегулирований и финансового форума стабильности будут обязаны построить новую международную финансовую архитектуру. Реструктурирование международных финансовых институтов необходимо не только в финансовой среде, но также и относительно экологических и энергетических проблем. Рыночная неэффективность на финансовых рынках также вызвала неблагоприятные экономические последствия во всем мире, имеющие свое отражение в сфере экологии и энергии. В силу ряда причин экономическое равновесие маловероятно без помощи международных учреждений. Сотрудничество может, однако, потенциально привести к большой выгоде для всех вовлеченных сторон.
- Ваше выступление на форуме было посвящено мировому экономическому кризису относительно энергии и проблем охраны окружающей среды. Не могли бы вы дать нам краткое содержание касательно данного вопроса?
- Фактически, эффективное международное сотрудничество относительно изменения климата и альтернативных источников энергии будет очень сложным по ряду причин. Некоторые крупные страны, такие как Китай и Индия, с недоверием относятся к предложенным международным документам относительно изменения климата, подозревая, что усилия, направленные на уменьшение их эмиссий парниковых газов имеют скрытый мотив - замедлить их экономический рост. Менее развитые страны указывают на то, что государства, такие как западноевропейские страны и США не ограничивали выбросы газов в атмосферу во время наращивания своего экономического потенциала, и что несправедливо просить менее развитые страны принять меры, которые препятствовали бы их экономическому росту. Очевидно, международные переговоры относительно сокращения выброса парниковых газов в атмосферу и развития альтернативных источников энергии столкнутся со многими трудностями.
Известно, что в течение последних лет Соединенные Штаты не хотели брать на себя роль лидера относительно международных проблем охраны окружающей среды и дел энергии. Данная ситуация, вероятно, изменится очень скоро. Так, выступая перед только что сформированным составом своей команды, Президент Обама уже выразил обеспокоенность относительно огромной неустойчивости, существующей в международной торговле и платежах из-за политики обменного курса. Он также обещал значительно сократить выбросы углерода и создать систему по выдаче разрешений на эмиссию, оказать экономическую поддержку для создания альтернативных источников энергии. Его недавно предложенный финансовый пакет стимулов включает расходы почти на $50 миллиардов для энергетических проектов, большая часть которых предназначена для развития и внедрения альтернативных источников энергии.
Справка Казинформа. Джозеф A. Маккини –PhD, профессор мировой экономики, Университет Бэйлора, г.Уэйко, штат Техас, США. Преподавал в университете Вирджинии и в Университете имени Сейнан Гакуин в Японии, исследователь стипендии Фулбрайта, Соединенном Королевстве Великобритании и в Канаде. Автор множества публикаций по мировой экономике и торговой политике, был консультантом административных органов и законодательных комитетов в Соединенных Штатах по проблемам международной торговли. 13 марта 2009 Джозеф А. Маккини стал Почетным профессором Казахского университета экономики, финансов и международной торговли в Астане. |