Пути уменьшения промышленных отходов и реализация Киотского протокола. Эти и другие актуальные проблемы определили сегодня в Мажилисе тематику депутатских вопросов к министру охраны окружающей среды Нургали Садуакасулы.
Вопросы парламентариев прозвучали на расширенном заседании Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию под председательством Ерлана Нигматулина, на котором состоялось обсуждение правительственного законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам».
Отвечая на вопросы депутатов Мажилиса Валерия Котовича, Дарьи Клебановой, Асхата Бекенова, Марала Итегулова, Серика Конакбаева, Виктора Киянского, Алияра Жараспаева, Клышбая Бисенова, Танирбергена Бердонгарова, Айткуль Самаковой и Валерия Доскалова, министр дал соответствующие пояснения.
***
В своем докладе, министр охраны окружающей среды Нургали Садуакасулы сказал, что законопроект разработан во исполнение поручений Президента. Стратегическим планом развития до 2020 года предусмотрено создание «зеленой» низкоуглеродной экономики, привлечение инвестиций на снижение эмиссий в окружающую среду, решение экологических проблем, усиление ответственности природопользователей.
Разработанный проект Закона направлен на решение следующих задач:
1) усиление административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения;
2) снижение выбросов парниковых газов путем введения рыночных механизмов;
3) уменьшение объемов накопления отходов.
Для этого законопроектом вносятся поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Экологический кодекс, Налоговый и Бюджетный кодексы, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», и другие законы.
Эта работа велась совместно с заинтересованными государственными органами, в том числе министерствами финансов, юстиции, нефти и газа, индустрии и торговли, внутренних дел, Генеральной прокуратурой.
Созданная в Мажилисе рабочая группа с участием депутатов под председательством депутата Нехорошева В.А. внесла ряд новых поправок, которые значительно улучшили редакцию Законопроекта.
В первую очередь, законопроект направлен на решение серьезной экологической проблемы – возрастание объемов накопленных отходов.
Президентом на 18-ом заседании Совета иностранных инвесторов было поручено решить проблемы с переработкой отходов производства и потребления.
На протяжении многих лет объемы отходов в республике не уменьшаются, а, наоборот, наблюдается тенденция их увеличения.
В настоящее время в республике накоплено более 23,6 млрд. тонн, из них опасных отходов - порядка 7 млрд. тонн.
Динамика образования отходов за последние 3 года: ежегодно в среднем утилизируется 20 %. А порядка 500 млн. тонн в год - остается в накопленных объемах.
При такой тенденции к 2020 году ожидается накопление 28 млрд. тонн отходов.
Из-за несовершенства законодательной базы сегодня предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию. Предприятия не несут материальной ответственности, не компенсируют наносимый ущерб, и не принимают меры по уменьшению объемов отходов и снижению их воздействия.
В этой связи, в законопроекте заложены экономические механизмы стимулирования переработки и вторичного использования отходов или сокращения их образования.
Для этого предлагается ввести механизм управления отходами.
Наиболее экологически опасные предприятия – то есть имеющие объекты 1 и 2 категории - будут обязаны разработать и согласовать Программу по управлению отходами.
В законопроекте предусмотрены четкие нормы по разработке программы управления отходами. В нее будут включены мероприятия не только по переработке отходов. Те отходы, по которым вторичное использование невозможно, должны подлежать рекультивации.
Эта программа будет являться приложением к разрешению. Таким образом, выполнение этого требования будет обеспечиваться в рамках действующей сегодня разрешительной системы. Кроме того, предусмотрена административная ответственность за невыполнение условий природопользований, установленных в экологическом разрешении. Теперь к этим условиям относятся показатели программы управления отходами, отражающие уменьшение объемов отходов за период действия разрешения.
Данные положения вводятся законопроектом с 1 января 2013 года. Таким образом, у предприятий есть время подготовить и обосновать свои программы.
То есть целью законопроекта является стимулирование предприятий к поиску решений по удалению отходов.
В результате введения такого механизма в Казахстане ожидается значительное снижение объема накопленных отходов к 2020 году.
Следующая цель законопроекта - усиление государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, в соответствии с обязательствами Казахстана по решению самой глобальной экологической проблемы – изменения климата.
Для этого вводится механизм распределения квот на выбросы парниковых газов.
Начиная с 2013 года, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, а это крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горнометаллургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, должны будут получать соответствующую квоту.
Сегодня выбросы этих секторов составляют около 214 млн. тонн или 90% от всего объема.
Квоты на выбросы парниковых газов для природопользователей будут выдаваться на основе Национального плана распределения, разрабатываемого Министерством и утверждаемого Правительством.
Эти предприятия будут иметь возможность реализации проектов по снижению парниковых газов, а также торговли квотами между собой.
Природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов до 20 тысяч тонн, не могут вести торговлю квотами, но им будет предоставлено право на привлечение инвестиций по решению экологических проблем на своих предприятиях.
То есть, законопроектом предлагается внутринациональная система сокращений выбросов, по аналогии с киотскими механизмами.
Законопроектом вводятся следующие проектные механизмы: проекты совместного осуществления, механизмы чистого развития и внутренние проекты сокращений.
Все проекты по сокращению выбросов парниковых газов будут проходить экспертизу на соответствие международным стандартам.
Для этого предусматриваются специальные процедуры валидации и верификации.
Реализация единиц проектных сокращений, поглощения, и квот будет производиться на организованных товарных площадках (биржах). Сейчас мы ведем работу по созданию такой площадки с Евразийской товарной биржей.
С целью усиления ответственности природопользователей за выполнение экологических требований вносятся поправки в Уголовный и Административный кодексы.
Проблемы применения уголовного законодательства по экологическим правонарушениям неоднократно рассматривались на Координационном совете правоохранительных органов.
Подтверждено, что уголовные нормы на сегодняшний день не эффективны, и не соответствуют новым экологическим угрозам. Из 18 статей за экологические преступления реальное применение находят только 3-4 за браконьерство.
За последние пять лет, несмотря на многочисленные грубейшие нарушения экологического законодательства, ни один из виновных не привлечен к уголовной ответственности. Неточность законодательства позволяет преступникам уйти от наказания.
Для исправления этой ситуации законопроектом вводится критерий экологического преступления – причинение особо крупного ущерба окружающей среде. Размер ущерба (сто тысяч МРП и более) определен по действующей сегодня практике взыскания вреда, нанесенного окружающей среде.
Эти поправки обеспечат неукоснительное выполнение требований норм Экологического кодекса Республики Казахстан и законопроекта.
В Экологический кодекс вводятся также новые экологические требования, направленные на реализацию международных экологических конвенций, ратифицированных Казахстаном.
Законопроект был рассмотрен рабочей группой, все полученные от Комитетов Мажилиса и депутатов замечания и предложения тщательно рассмотрены и учтены.
В завершение своего доклада, министр выразил уверенность, что при поддержке депутатов общая задача Правительства и Парламента, поставленная Главой государства в целях прогрессивного и устойчивого развития нашей страны, будет успешно выполнена.
***
Выступивший на заседании Комитета руководитель рабочей группы, депутат Владимир Нехорошев сообщил, что всего по законопроекту проведено 14 заседаний рабочей группы, на которых рассмотрено более 500 поступивших от депутатов, постоянных комитетов и Отдела законодательства замечаний и предложений. В окончательном варианте таблицы принято 267 предложений.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Экологический, Уголовный, Налоговый, Бюджетный кодексы, Кодекс «Об административных правонарушениях» и другие законодательные акты. Основные направления: стимулирование уменьшения объемов накопленных отходов; усиление уголвной и административной ответственности за экологические правонарушения; включение правового механизма Киотского протокола в экологическое законодательство.
***
С учетом всего вышеизложенного Комитет принял по обсуждаемому законопроекту Заключение. В документе, в частности, отмечается, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» поступил в Мажилис 12 января 2011 года.
При его обсуждении головным Комитетом и депутатами в внесен ряд предложений, не изменяющих концепцию законопроекта, но предполагающих иной механизм осуществления. Цель - реализация указаний и поручений Главы Государства, изложенных в его ежегодных Посланиях народу Казахстана, программных документах и выступлениях по вопросам развития «зеленой экономики» и внедрения экологически чистых технологий, уменьшения объемов накопленных отходов, борьбе с коррупцией, снижению давления на субъектов бизнеса и сохранению инвестиционной привлекательности экономики страны.
В частности, для стимулирования уменьшения объемов накопленных отходов рабочей группой из законопроекта исключены нормы. Они предусматривают взимание платы за накопленный объем отходов, и предложен другой механизм, предполагающий более эффективный подход к решению проблемы.
Законодательно устанавливается обязанность природопользователей разработать программы управления отходами с учетом наличия в мировой практике доступных технологий переработки отходов, технологических возможностей рекультивации мест их размещения и т.п. За неисполнение показателей программ, отражающих уменьшение объемов отходов и снижающих их вредное воздействие на окружающую среду, согласованных с компетентным государственным органом, ввести штрафные санкции вплоть до применения к злостным нарушителям мер по приостановлению, или даже лишению разрешений на эмиссии в окружающую среду. С тем чтобы повысить эффективность применения таких санкций, предложено осуществлять их в судебном порядке.
В связи с отрицательным заключением Правительства не приняты предложения Комитета по экономической реформе и региональному развитию в статью 297 Экологического кодекса по экономическому стимулированию мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
В части усиления уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, депутаты и головной Комитет внесли в законопроект ряд корректировок, исключающие нормы, указанные в заключениях антикоррупционной экспертизы к законопроекту и заключении научно-правовой экспертизы, проведенной Институтом парламентаризма НДП «Нур Отан». При этом из законопроекта исключены статьи 240-2, 240-3, 243, 243-1, 261-1 КОАП. В качестве альтернативы исключенным статьям 240-2, 240-3 депутатами предложена новая редакция статьи 240-2, предусматривающая ответственность за конкретные обязательства природопользователей по исполнениию планов мероприятий по охране окружающей среды, программ производственного контроля, программ управления отходами и программ по уменьшению объемов серы, образующейся при проведении нефтяных операций. В качестве альтернативы исключенным статьям 243, 243-1, 261-1 оставлены в силе действующие редакции статей 243 и 270 КОАП.
По предложению Комитета по аграрным вопросам из законопроекта исключены также новые редакции статьи 290 УК и статьи 298-2 КОАП, поскольку их рассмотрение осуществляется в рамках обсуждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий».
По вопросам включения правового механизма Киотского протокола в экологическое законодательство Республики Казахстан головным Комитетом в нормы законопроекта внесен ряд поправок с целью улучшения и уточнения редакции, приведения норм законопроекта в соответствие друг с другом и с другими законодательными актами страны. Рабочей группой не принято предложение разработчика об установлении «углеродного сбора» для субъектов малого и среднего бизнеса как противоречащий Бюджетному кодексу Республики Казахстан (новая статья 94-6 Экологического кодекса), а также изменена редакция новой статьи 243-2 КОАП, устанавливающей административную ответственность природопользователей за превышение квот на выбросы парниковых газов.
Положения законопроекта, касающиеся совершенствования норм, регулирующих деятельность гидрометеорологической службы страны, головным Комитетом приняты с незначительными редакционными правками.
Со всеми принятыми головным Комитетом поправками разработчик согласился.
Комитет считает, что внесенные поправки в полной мере соответствуют задаче определенной в Указе Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» и Народной платформе НДП «Нур Отан» об усилении ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов. При этом, поправки обеспечивают сохранение инвестиционной привлекательности нашей экономики.
***
С учетом принятых поправок, Комитет по вопросам экологии и природопользованию предлагает в своем заключении Палате одобрить законопроект в первом чтении. |