Вопрос об энергетической политике Китая является основой 12-го пятилетнего плана, в равной степени соответствуя главной роли энергетического сектора в стабильности экономического развития и его вкладу в выбросы парниковых газов страны. Важность сектора энергетики подчеркивается созданием Энергетической комиссии, соответствующей уровню министерства, и координируемой Премьер-министром.
Основная задача энергетической политики заключается в снижении энергетической уязвимости Китая, как следствие увеличения потребности в энергии, так и зависимости от угля, на фоне обязательств, принятых с целью сокращению выбросов ПГ.
Общее потребление энергии в промышленном секторе - крупнейшем потребителе энергии - продолжало расти в течение 11-го пятилетнего плана. Уголь остается ведущим источником энергии, что составляет 77% производства и 68% потребления энергии в 2010 году. В 2030 году уголь будет составлять 60% энергетических потребностей в соответствии с BP Energy Outlook (2012).
Рабочий план по энергосбережению и сокращению выбросов устанавливает две цели энергосбережения на период с 2011 по 2015 год:
· 16%-е сокращение потребления энергии на единицу ВВП относительно 2010 г, что составляет 32%-е сокращение относительно 2005 г.;
· Энергосбережение в 6.7 миллионов тонн эквивалента угля (≈4.7 млн тонн нефтяного эквивалента).
Третьей целью является увеличение доли возобновляемых источников энергии до 11,4% от общего потребления энергии.
Чистые технологии
Целью энергетических задач является одновременное снижение спроса на энергию и изменение структуры производства с целью снижения импорта и выбросов парниковых газов, связанных с ископаемыми видами топлива. Доминирование угля определяет развитие более чистых альтернатив, например, чистых угольных технологий и улавливания и хранения углерода для достижения целей Китая по сокращению выбросов CO2.
В китайском энергетическом балансе на перспективу не устанавливается доминирующее положение угля. В 2011 году импорт угля в Китае вырос на 11%, обогнав Японию, соответственно Китай стал крупнейшим в мире импортером (China Securities News, 2012).
Еще в 10-м пятилетнем плане, Китай определил чистые угольные технологии в качестве стратегического направления энергетической политики. Министерство науки и технологий опубликовало "План развития чистых угольных технологий" (2012 г.), подчеркнув технологический прогресс в производстве электроэнергии от каменного угля, ответственного за более чем 50% потребления.
Китай стремится развивать технологии улавливания и хранения углерода, хотя в настоящее время они несут высокие издержки и риски. Правительство не хочет отступать и, тем не менее, включило сферу "использования", рассматривая технологии повторного использования углерода, объединенных под термином «улавливание углерода, использование и хранение». В апреле 2012 года запущена одна из национальных технологических и научных программ поддержки, проект по "крупномасштабному улавливанию, заводнению и хранению диоксида углерода от дымовых газов на электростанциях" на месторождении Шэнли в Дуньине. Это первый проект «улавливания углерода, использования и хранения» на угольной электростанции в Китае.
Для обеспечения координации инструментов регулирования в конце 2011 года Национальная комиссия по развитию и реформам предложила идею «двойного контроля» энергопотребления и энергоемкости.
Развитие рынка электроэнергии через возможность торговли правами на производство
Электроэнергетика является монополистом, контролируемым государством, реформа которой началась в 1990-х годах. Для того чтобы организовать производство электроэнергии, государство определяет льготы для выработки электроэнергии или "прав", которые ежегодно распределяются Правительством между производителями на уровне провинций. До 2007 года правительства провинций осуществляло распределение на основе производственных мощностей. Новые правила, регулирующие распределение прав производства электроэнергии, опубликованные в 2007 году, требуют, чтобы они также приняли во внимание экономию производителями электричества от ископаемого топлива посредством развития возобновляемых источников энергии.
В 2008 году Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики официально представила рыночный инструмент - торговлю в области производства электроэнергии, посредством "Временных мер по надзору и управлению торговлей правами производства электроэнергии". Эта мера излагает правила торговли и надзора и, прежде всего, позволяет Правительству выделять больше производственных прав на более чистых объектах (в частности, по отношению к SO2, связанного с содержанием серы в угле). В сочетании с государственной финансовой поддержкой возобновляемых источников энергии, эта мера располагает к производству единиц с малым количеством единиц выбросов или совсем без выбросов.
Изменяя стоимостную структуру электростанций, производственные права рыночной системы вызвали два коренных изменения в производственном инструменте. Во-первых, отдавая предпочтение крупным заводам, способным реагировать на регулирование и снижение стоимости за единицу, что приведет к интеграции ресурсов и исчезновению небольших, но более загрязняющих производств. Во-вторых, это приведет к корректировке в структуре производства, к поощрению развития гидроэлектростанций, а не тепловых станций (см. Ли CB и др.., 2003, и Чжуан Ю. и соавт., 2010).
Торговля происходит непосредственно между производителями или через торговые площадки электросетевых операторов, таких как Государственная электросетевая корпорация Китая, Китайская Южная электросеть и их дочерние организации на уровне провинций (State Grid, 2011). Несмотря на то , что рынок на права энергопроизводства вырос с момента его создания, его размер остается весьма скромным по отношению к объему национального производства электроэнергии.
Торговля энергосбережением
Для создания системы торговли энергосбережением в Китае, исследователи предложили два типа моделей (Tang F.F. et al., 2010; Ren G.P., 2011). Первая соответствует белым сертификатам, таким как, например, сертификаты, разработанные во Франции. Вторая основана на единицах энергопотребления, выделяемых властями.
На практике на местном уровне были отмечены два прогресса. Первый касается города Тяньцзинь, который в феврале 2010 года выпустил первую платформу для добровольных сделок в единицах энергопотребления в строительном секторе. В тот же день в Тяньцзине была объявлена первая сделка с участием трех предприятий, относительно рано осуществивших изменения в системах отопления жилых зданий, чем российская и американская компании. Эта сделка была основана на энергосбережении в 4500 т.у.т. или 11500 тонн в углеродном эквиваленте по цене 50 юаней за тонну (около € 9,8) (Новости Китая, 2010).
Вторым примером на местном уровне является Пекинский двенадцатый пятилетний план для энерго- и водосбережения в промышленном секторе и в секторах программного обеспечения и информационных технологий. Он включает в себя планы для пилотных торговых проектов по энергосбережению (Пекинская муниципальная комиссия по экономике и информационным технологиям, 2011).
В стороне остается одна из основных проблем реализации системы сертификации энерготорговли - вопрос о создании предельно прозрачных и достоверных данных проверки по потреблению энергии. Этот вопрос по наличию данных в равной степени относится к углеродным рынкам.
Возобновляемые источники энергии: открытость рыночным механизмам
В дополнение к сокращению спроса на энергоносители, другая цель правительства заключается в регулировании структуры производства электроэнергии в период с 2011 по 2015 гг. Поэтому в 2007 году Национальная комиссия по развитию и реформам поставила перед собой цель достижения 15% доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления к 2020 году. (НКРР, 2007). Для сравнения, Европа стремится к подобной цели в 20% к 2020 году (Berghmans Н., 2012).
В соответствии с 12-м пятилетним планом, к 2015 году «не топливная» энергия должна составлять 11% от первичного потребления. Поэтому целью является активное развитие возобновляемых источников. План также содержит информацию о конкретных проблемах каждого типа ВИЭ:
· Развитие гидроэнергетики должно осуществляться с учетом вопросов охраны окружающей среды и вынужденных переселенцев;
· Обеспечение безопасности при развитии атомной энергетики;
· Необходимо обеспечивать строительство энергоустановок, чтобы увеличить использование ветровой энергии.
Цена электроэнергии из возобновляемых источников: внедрение механизма торговли
Цена возобновляемой энергии является одной из проблем, рассматриваемых политикой ВИЭ (возобновляемые источники энергии). Существуют две системы определения цены на возобновляемую энергию:
· Цена, установленная правительством: операторы электросетей обязаны покупать всю возобновляемую энергию по этой цене.
· Цена, определяемая на рынке, связанная с производственными требованиями: определенная доля энергии из возобновляемых источников накладывается на предприятия производства и распределения энергии. Введение механизма гибкости размещения (например, через рыночные сертификаты возобновляемой электроэнергетики) позволяет, чтобы цена определялась рынком.
Закон о ВИЭ Китая, введенный в 2005 году, с поправками в 2009 году, создал систему субсидий на основе «доступной цены, установленной правительством».
Проект Национального энергетического управления «Меры по управлению квотами возобновляемых источников энергии" опубликован и доступен для комментариев. Согласно текущей версии, главными участниками являются предприятия производства электроэнергии с производственной мощностью, превышающей 5 ГВт, операторы электросетей и местные органы власти. Они будут обязаны производить возобновляемую энергию, обеспечивать подключение к электросети и управлять сетью.
Цели, поставленные для использования возобновляемых источников энергии местными органами власти, будут основаны на четырех факторах: состояние возобновляемых ресурсов, уровень экономического развития, количество потребляемой энергии и пропускная способность электросетей. Кроме того, в целях достижения баланса между регионами, текущая версия "Мер по ведению квот…" позволяет правительствам провинций создавать системы для торговых активов (пособий или зеленых сертификатов). Эта система также направлена на поощрение подключения к сети производства возобновляемой энергии.
Нетрадиционная энергетика: политика поощрений
Китай также стремится развивать нетрадиционную энергетику. Страна имеет 36 100 млрд. кубометров извлекаемых ресурсов сланцевого газа, что составляет 20% мировых запасов (Источник: EIA 2011). 12-й пятилетний план намеренно поощряет развитие добычи и использования сланцевого газа и других нетрадиционных источников энергии.
Китайское правительство впервые разработало стратегический план для нетрадиционных источников энергии. В период 12-го пятилетнего плана нетрадиционная энергетика будет одним из основных направлений энергетической структуры Китая.
В начале 2012 года два документа планирования, направленные на нетрадиционную энергетику, были опубликованы Национальным энергетическим управлением, один - для угольного метана, а другой - для сланцевого газа. Эти два документа анализируют потенциал развития нетрадиционной энергетики и текущее состояние производства и использования. Они также содержат целевые показатели на период 2011-2015, а также цель до 2020 года и излагают ряд мер для их достижения.
Эти планы, в частности, включают в себя создание нового механизма содействия диверсификации инвестиций и достижения лучшего применения новых технологий и снижения затрат.
Цели, установленные в планах нетрадиционных источников энергии
Угольный метан
|
Сланцевый газ
|
• Цель 2015 года: идентифицировать 1 триллион м3 новых запасов метана. Увеличить производство на 30 миллиардов м3.
• Построить две промышленные площадки в бассейне Киншуй и в восточной части бассейна Ордос
|
• Цель 2015 года: производство 6.5 миллиардов м3 в год;
• Закончить оценку потенциальных ресурсов;
• Выбрать благоприятные зоны разведки;
•Провести определенное количество исследований и создать крупномасштабное производство;
• Достичь главного технологического прорыва с точки зрения исследований и самостоятельно производить необходимое оборудование;
•Установить регулирующую систему, основанную на оценке и извлечении ресурсов, а также на защите окружающей среды во время добычи.
|
Заключение: экономические инструменты подвергают административному «удушению»
Энергетическая политика Китая, как это изложено в 12-м пятилетнем плане, отражает общую тенденцию перехода к более широкому использованию экономических инструментов. Тем не менее, эти инструменты сосуществуют с уже существующими административными инструментами и остаются предметом очень сильного административного контроля.
Корректировка структуры производства и потребления энергии остается в центре кратко- и долгосрочной энергетической политики Китая. Пройдет много времени, прежде чем господство угля будет подвергнуто сомнению, возобновляемые и нетрадиционные источники энергии должны взять долю рынка благодаря политике, намеренно направленной на повышение потребления возобновляемой энергии (в частности, путем подключения к электросети) и разработки новых производственных источников. Основные задачи будут включать в себя обеспечение того, чтобы новая энергия получала долгосрочную финансовую поддержку, в частности, в виде субсидий, а также разработку соответствующих технологий по приемлемой стоимости.
Использование рыночных инструментов может поддержать этот переход. Тем не менее, может быть, что в Китае сектор энергетики окажется трудным для мобилизации на практике. Проблемы в реформировании энергетического сектора страны могут существенно затруднить координацию между новыми видами энергии и существующей электроэнергетической отраслью в период 12-го пятилетнего плана и подорвут успех в достижении целей, которые были поставлены. Это вызвано тем, что, хотя Китай нуждается в разработке технологических прорывов, его наиболее важной задачей является институциональный прогресс в плане управления энергопотреблением (Южный Weekly, 2012 г.).
Подготовлено по материалам доклада «Экономические инструменты политики Китая в сфере климата и энергетики в период 12-го пятилетнего плана»
|