ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
Интервью

АСТАНА. 25 мая. КАЗИНФОРМ /Айгуль Султанова/ - Сегодня мы начинаем новый проект - «Гость Казинформа». Под этой рубрикой будут публиковаться эксклюзивные интервью руководителей государственных органов, видных общественных деятелей, которые расскажут о проводимых в стране реформах, ходе реализации Послания Президента страны, государственных программ и, конечно, об интересных и важных для страны и жизни каждого из нас событиях.
Сегодня в пресс-зале Казинформа наш первый гость – министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков.

- Нурлан Абдильдаевич, здравствуйте. Рады приветствовать Вас в стенах Казинформа. В своих выступлениях Вы говорили о том, что намерены в корне изменить стиль работы министерства. Что побудило Вас принять такое решение? И что уже сделано Вами в этом направлении, а что Вы планируете на ближайшее время?

- Добрый день. С благодарностью принял Ваше предложение участвовать в новом проекте «Гость Казинформа». Сначала хочу напомнить, что основной задачей министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.
Фундаментом для решения этой задачи должна стать соответствующая законодательная база. В этом направлении Министерством за последние годы немало сделано, и преемственность действий будет сохранена.
Однако большая задача, поставленная Главой государства, по вхождению нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, заставляет нас пересмотреть приоритеты и искать новые организационные формы и практические меры по достижению этой цели в экологической сфере. Что уже сделано и что мы намечаем?
Пересмотрена структура центрального аппарата министерства. Без увеличения численности, за счет перераспределения работников, созданы управление экологических проблем, управление нормирования и экономики природопользования, управление правовой политики, отдел экологического мониторинга.
Министерство вышло на новый уровень диалога с природопользователями – подписание меморандумов о взаимодоверии и сотрудничестве предполагает прозрачность отношений между госорганами и промышленными предприятиями. В настоящее время подписано 11 таких документов с крупными природопользователями. Кроме собственных мер воздействия, мы прорабатываем вопрос о создании рабочей группы по охране окружающей среды в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.
Руководствуясь принципами стратегического планирования, мы составили сетевой график работы Министерства на текущий год, в котором по дням расписаны важнейшие мероприятия и события не только по центральному аппарату, но и всем территориальным подразделениям. Прозрачность, четкий контроль за своевременной и полной реализацией графика позволит не только проследить рост эффективности нашей работы, но и внести коррективы в некоторые инструменты и подходы.
Составлен реестр экологических проблем республиканского и местного уровней. Немаловажным является то, что мы обобщили все депутатские запросы и пожелания, касающиеся экологических проблем. В реестрах отражены наиболее специфические и злободневные вопросы. Например, в Алматы и Усть-Каменогорске – это загрязнение воздуха, в западном регионе – добыча углеводородного сырья. Сейчас разрабатываются специальные региональные программы по их решению, которые лягут в основу будущих бюджетных заявок.
Для развития новых и более качественных отношений между государственными органами и общественностью мы продолжим активное взаимодействие с экологическими НПО, с 15-ю из них уже подписаны декларации о взаимном сотрудничестве.
Во всём мире неукоснительно действует принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Но сегодня этот верный принцип у нас нарушен.
Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Вместе с Агентством по регулированию естественных монополий мы прорабатываем возможность исключения платежей из тарифов и взимания их из чистой прибыли природопользователя. Кстати, это окажет положительное влияние и на урегулирование и инфляционных процессов.
Много вопросов остается в разрешительной системе. Мы намерены внедрить такую форму работы с крупными природопользователями, как публичные общественные слушания перед получением разрешений. Люди должны знать, чего добиваются природопользователи, а мы должны знать, как относятся жители регионов к их намерениям.
Говоря о публичности, способствующей прозрачности нашей работы, мы внедряем не практиковавшуюся ранее форму публичных отчетов руководителей наших территориальных подразделений перед населением. Уже первый опыт такого отчета, проведенного в Актобе, показал его необходимость и важность. Действительно, где еще житель может получить ответ на волнующий его вопрос, касающийся экологии, как не на публичной встрече с руководителем территориального управления?
Большое внимание уделяем научным разработкам в области охраны окружающей среды. В этом году мы завершим создание 3-хтомного национального Экологического атласа Республики Казахстан, два тома которого уже готовы. Для сравнения скажу, что в России подготовлен только первый том из четырех.
Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме «Байконур», изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка.

- Главой государства поставлена задача: в 2006 году должен быть принят Экологический кодекс. Что представляет собой этот документ, основные цели и задачи, которые он преследует? На какой стадии в настоящее время работа над ним?

- Глава государства в мартовском Послании народу Казахстана, касаясь охраны окружающей среды, обозначил, что к 2010 году должны быть созданы основные экологические стандарты устойчивого развития общества. Для этого в 2006 году должен быть принят Экологический кодекс, направленный на гармонизацию нашего экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля.
Выполнить поставленную Президентом задачу и представить Экологический кодекс в Парламент в мае, чтобы он был принят уже в этом году, – обязанность министерства.
Необходимость кодификации законодательства в области охраны окружающей среды вызвана следующими основными причинами:
- потребностью в создании системы охраны окружающей среды, соответствующей новым условиям и задачам, стоящим перед Республикой Казахстан;
- актуальностью создания законодательной базы для обеспечения устойчивого развития страны;
- сближением со стандартами мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО;
- отсутствием систематичности в существующей законодательной и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;
- наличием законодательных «пробелов» в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды.
Всего при разработке проекта кодекса использовано около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской ассамблеей, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Проект Кодекса предусматривает внесение существенных изменений в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды.
Среди новшеств нужно выделить, в первую очередь, следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; экологические разрешения будут выдаваться сроком на 3-5 лет, взамен ежегодных; количество выдаваемых видов лицензий сократится с трех до одного; система платежей будет основываться на единых для всех базовых ставках, с учетом региональных и отраслевых коэффициентов, при условии сокращения перечня веществ, по которым взимаются эти платежи
Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы станет выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий.
Кроме того, экологическое нормирование будет использовать гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; вводятся нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приводится в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза.
По проекту Кодекса в систему расчета ущерба вводится понятие прямых методов, которым отдается приоритет; вводятся дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; вводится совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию.
По проекту Экологического кодекса были проведены научная, правовая, государственная экологическая экспертизы.

- Каковы основные нарушения, допускаемые природопользователями? Как министерство борется с нарушителями? Удается ли использовать взимаемые с природопользователей штрафы и платежи на экологические нужды?

- Основными нарушениями, допускаемыми природопользователями при производственной деятельности, являются отклонение или несоблюдение технических решений (проектов), нарушение лицензионно-контрактных условий в части охраны окружающей среды, невыполнение условий природопользования, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы, разрешениях на природопользование.
Выявление и принятие мер по нарушениям природоохранного законодательства осуществляется путем контрольно-профилактической работы с природопользователями.
Суть данной работы заключается в комплексном подходе, так как уже на первоначальном этапе производственной деятельности любого предприятия в соответствии со статьей 6 Закона РК «Об экологической экспертизе» при получении или разработке разрешительной, технической, проектной, предпроектной документации данные материалы проходят процедуру обязательной государственной экологической экспертизы. То есть, с этого момента начинается контроль со стороны органов охраны окружающей среды за соблюдением природопользователями требований природоохранного законодательства.
Как и Комитет природоохранного контроля, являющийся органом государственного контроля в области охраны окружающей среды, так и областные экологические инспекции имеют утвержденные планы инспекционных проверок на текущий год, в соответствии с которыми производятся плановые проверки предприятий.
По истечении отчетного периода рассматриваются выявленные нарушения, производится анализ принятых мер инспекторского реагирования, эффективность работы каждой инспекции и инспекционной службы в целом по республике.
Взимаемые штрафы, финансовые средства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, нормативные платежи за природопользование направляются в областные бюджеты.
Не могут не сказать о том, что нас тревожит использование получаемых платежей. В 2004 году на природоохранные мероприятия израсходован 21% от поступивших средств, а в 2005 году только 15%. Известны и наиболее отличившиеся «лидеры». В Западно-Казахстанской области за последние три года снизился уровень использования средств с 22% до 7% - в 2004 году и 4,4% в 2005 году. В Южно-Казахстанской области - с 58 до 11%. В Актюбинской области за три года больше 3% не достигали.
А ведь в идеале вся сумма поступивших в бюджет по экологическим платежам средств должна направляться на оздоровление окружающей среды.

- Кроме Экологического кодекса, Ваше министерство готовит законопроекты, способствующие вступлению республики во Всемирную торговую организацию. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Помимо проекта Экологического кодекса, разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам технического регулирования», которым вносятся поправки в Законы РК «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха».
Необходимость разработки этого законопроекта обусловлена реформированием действующей системы технического регулирования и предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, основным требованием в соответствии с которой является осуществление внешнеторговой деятельности международными правилами и положениями.
Следует отметить, что основным разработчиком и координатором указанного законопроекта является Министерство индустрии и торговли. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Правительства.
В настоящее время Министерством разрабатывается также проект закона «О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» (далее - СОЗ).
С присоединением к данной конвенции Казахстан возьмет на себя обязательства по уничтожению источников СОЗ и восстановлению территорий, загрязненных ими.
Целью разрабатываемого проекта Закона является охрана здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей.
В результате принятия Закона РК «О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» предполагаются:
- запрещение экспорта, импорта, производства СОЗ–содержащих веществ в Республике Казахстан;
- прекращение использования оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы (т.е. трансформаторы, конденсаторы или другие приемники, содержащие жидкие остатки веществ) к 2025 году;
- принятие мер по уменьшению непреднамеренных выбросов СОЗ.
- принятие усилий для разработки соответствующих стратегий по выявлению участков, зараженных СОЗ.
Ратификация Стокгольмской конвенции позволит Казахстану на законных основаниях приступить к выполнению обязательств по ней. У Казахстана появится доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам, поскольку оказание своевременной технической помощи и передача технологий развивающимся и странам с переходной экономикой является важнейшим условием успешного осуществления Конвенции.
В завершении напомню, что сегодня одной из самых серьезных, глобальных проблем является изменение климата на планете. Вопрос ратификации Киотского протокола Казахстаном рассмотрен на заседании Комиссии по стабилизации качества окружающей среды. Проведены парламентские слушания. Рекомендации слушаний по поручению Правительства были рассмотрены в шести заинтересованных министерствах, и в настоящее время ведется работа по их реализации. Нами отправлено в Секретариат рамочной конвенции об изменении климата сообщение о намерении выступить на конференции сторон в Найроби (Кения) с заявлением о позиции Казахстана по Киотскому протоколу.

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100