ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ 2 ГОДА В СИЛЕ

Киото ждет, не стоит медлить!
В текущем месяце казахстанские экологи выделяют две значимые даты. 16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, который наша республика подписала еще в 1999-м. А год назад, 24 февраля, в Парламенте по инициативе Правительства проведены слушания о политических, экономических и экологических аспектах Киотского протокола, по итогам которых депутаты и ученые дали рекомендации относительно целесообразности рассмотрения законопроекта о ратификации Казахстаном упомянутого документа. Однако этот важный шаг пока так и не сделан. Хотя современная международная обстановка подтверждает его необходимость.

Механизмы Киотского протокола уже вовсю работают в 166 странах его ратифицировавших. Так, Россия определилась с органами, которые непосредственно займутся реализацией документа. Теперь наши северные соседи готовят соответствующие правила для частного бизнеса. Китай реализует проекты в рамках Киото уже более чем на миллиард долларов. В Европейском союзе третий год действует внутренний рынок парниковых газов. В США, чья администрация медлит с ратификацией, к соглашению самостоятельно присоединились Калифорния и еще около двадцати штатов.

— Казахстан тоже фактически приступил к исполнению обязательств в рамках Киотского протокола, — говорит директор Координационного центра по изменению климата Канат Байгарин. — Как известно, в конце прошлого года депутаты приняли, а затем Главой государства был подписан Экологический кодекс РК. По инициативе Министерства охраны окружающей среды в документ включены несколько разделов, посвященных снижению выбросов парниковых газов. Несмотря на это, ратификация документа нужна, прежде всего, для интеграции национального законодательства с международным, формирования эффективных механизмов для привлечения инвестиций в инновационный сектор отечественной экономики. В сентябре прошлого года Президент Нурсултан Назарбаев запустил в строй действующих газотурбинную станцию на уральской ТЭЦ мощностью 25 мегаватт. Эта станция — результат первого пилотного проекта совместного осуществления по механизмам Киотского протокола. Он осуществлялся с 2003 года на основе соглашения между Казахстаном и Японией. Стоит отметить, что это самая эффективная газотурбинная установка на территории СНГ, потребляющая практически в два раза меньше топлива, чем существующие.

Примечательно, что Киото предусматривает глобальную торговлю совершенно новым продуктом — квотами на выброс. То есть, к примеру, электростанция может производить, помимо киловатт-часов и тепла, квоты на вредные выбросы, получая от зарубежных покупателей необходимые средства на развитие. Все это, конечно, при условии реализации политики энергоэффективности и энергосбережения.

— Казахстан нынче входит в пятерку мировых лидеров среди углеродоинтенсивных государств, — продолжает К. Байгарин. — Значит, у нас одна из самых неэкологичных экономик. О какой конкурентоспособности можно вести речь, будучи в названной пятерке? В стране не первый год дебатируется тема развития возобновляемой энергетики. Но реальных шагов в этом направлении нет. Кстати, для страны, являющейся крупным экспортером нефти, газа, угля, стремление пользоваться ветровой, солнечной энергией и другими возобновляемыми источниками будет показателем ее элитарности и конкурентоспособности. Это считается престижным для развитых государств и сообществ, которые осознали необходимость устойчивого развития и стремления к балансу во взаимодействии с природой. Казахстан, миновавший транзитный период, должен осуществлять подобный переход ради своей национальной долгосрочной стратегии. Думается, у нас уже есть слой населения, который сможет позволить себе пользоваться престижной экологически чистой возобновляемой энергией для собственных нужд. И, с другой стороны, не вызывает спора потребность сельского населения, проживающего в отдаленных районах, в автономных и возобновляемых источниках тепла и электричества для достойной жизни.

Год назад на парламентских слушаниях неоднократно отмечалась важность действенной нормативно-правовой поддержки природоохранной отрасли. В чем и состоит одна из ключевых задач законодательного органа. Мало принять Экологический кодекс, ему в помощь нужно подготовить ряд других не менее значимых документов. Например, Министерство энергетики и минеральных ресурсов никак не завершит разработку закона о возобновляемой энергии. Скептики утверждают, что достаточно включить соответствующий раздел в действующий больше десяти лет закон «об энергосбережении». Но последний сегодня фактически не работает. Прежде всего потому, что производители энергии не заинтересованы в ее экономии. Им выгодней больше продать, получив больше прибыли. Что же касается производства возобновляемой энергии, то оно в большей степени выходит на поле энергетического рынка. Словом, оба документа касаются совершенно разных секторов и должны существовать самостоятельно.

Противники ратификации Киотского протокола высказывают опасения относительно количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, которые должна будет взять республика в соответствии с документом. Дескать, они могут ограничить наше экономическое развитие. Однако количественные обязательства по Киотскому протоколу — это обязательства на период 2008—2012 годов, которые страна выбирает сама, исходя из собственных экономических возможностей, и они не могут быть навязаны Казахстану. В минувшем году на 12-й конференции сторон Киото в Найроби были представлены результаты инвентаризации казахстанских выбросов в формате ратифицировавшей страны. Годовая цифра по парниковым газам составляет сейчас 240 миллионов тонн. После успешных переговоров с государствами протокола, проведенных специалистами, за базовый год для республики — показатель, относительно которого будут приниматься обязательства, принят 1992-й. Тогда количество выбросов составило 340 миллионов тонн.

Таким образом, исполнить обязательства вполне по силам, и они корреспондируются со всеми стратегическим планами государства. В частности, в программе индустриально-инновационного развития заложено двукратное снижение энергоемкости экономики. Сегодня многие страны разрабатывают свои долгосрочные планы на основе стремления к так называемым нулевым выбросам парниковых газов. Казахстану для реализации амбициозных планов по продвижению в мировые лидеры конкурентоспособности необходимо иметь собственную долгосрочную углеродную стратегию. Из двенадцати параметров, которые сегодня определяют место страны в списке наиболее конкурентоспособных держав, ратификация Киотского протокола и участие Казахстана в его экономических механизмах напрямую будут служить улучшению одиннадцати из них.
Максим Шиманский

 

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100