ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: НА ПУТИ К РАТИФИКАЦИИ

Комитет по вопросам экологии и природопользованию: о Киотском протоколе

Астана, 23 декабря, Дом Мажилиса. Комитет Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию замечаний и предложений не имеет и считает возможным внести на рассмотрение пленарного заседания Палаты законопроект «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Таково решение Комитета, принятое им на состоявшемся сегодня заседании под председательством Ерлана Нигматулина. Председатель Комитета отметил, что данный вопрос был предметом рассмотрения парламентских слушаний, проведенных в Мажилисе в феврале 2006 года.

  Направленное в головной Комитет – по международным делам, обороне и безопасности, - заключение по законопроекту принято после обсуждения доклада вице-министра охраны окружающей среды Альжана Бралиева и обмена мнениями парламентариев с разработчиками законопроекта. Согласно пояснению авторов  проекта, 4 мая 1995 года Республикой Казахстан ратифицирована Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций по изменению климата, подписанная в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11 июня 1992 года.

В целях ее эффективной реализации 11 декабря 1997 года в Киото (Япония) странами-участницами был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Киотский протокол был подписан Республикой Казахстан на основании Указа Президента Республики Казахстан от 12 марта 1999 года № 84 «О подписании Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

Протокол предусматривает рыночные механизмы по реализации Рамочной конвенции, включая:

1.  Механизм чистого развития, позволяющий странам, не вошедшим в приложение Рамочной конвенции, осуществлять различные  проекты  по сокращению выбросов парниковых газов за счет стран, вошедших в приложение 1. В данном случае «сертифицированные» единицы выбросов парниковых газов - квоты будут принадлежать только инвестору.

2.  Механизм «Совместное осуществление», который производится только между странами приложения Рамочной конвенции. Данный механизм позволяет более развитым странам за счет инвестиций сокращать выбросы парниковых газов в странах с более низким уровнем технологического развития. В этом случае обе стороны могут поделить между собой полученные единицы сокращения выбросов.

3. Международная торговля квотами разрешена только для стран приложения I Рамочной конвенции. Каждая страна может с использованием внутренних мер добиться сокращения выбросов парниковых газов и выставить полученные сокращения на продажу. Возможна также торговля неиспользованными квотами на выбросы. Данный механизм актуален для стран с переходной экономикой, в которых в связи с общим экономическим спадом и простоем промышленных предприятий с начала 1990-х годов наблюдается сокращение выбросов парниковых газов.

В соответствии с решением, принятым на 7 Конференции сторон Рамочной конвенции, Казахстан после ратификации Киотского протокола может быть автоматически внесен в перечень стран приложения 1.

На прошедшей в ноябре 2006 года в Найроби (Кения) Конференции сторон, в числе прочих вопросов, по просьбе Казахстана обсуждался вопрос о базовом годе Казахстана для последующих инвентаризаций парниковых газов. Казахстан информировал стороны, что он предпочел бы иметь в качестве базового года 1992 год (339,1 млн. тонн СО2 - экв.), когда объемы выбросов были максимальными.

Казахстан имеет возможность проведения переговоров именно на таких условиях, как страна, осуществляющая переход к рыночной экономике и активный участник климатических переговоров.

Казахстан имеет высокий потенциал по энергосбережению. Сокращение эмиссий СО2-эквивалента в энергетическом секторе предполагается получить как за счет модернизации традиционных отраслей энергетики, так и за счет использования возобновляемых источников энергии, а также энергосберегающих и чистых технологий.

Ратификация Киотского протокола позволит в полной мере решать поручения Главы государства о необходимости повышения конкурентоспособности страны, привлечения инвестиций в энергетический сектор, создания условий прозрачности в экономике страны. Учитывая инновационный характер рыночных механизмов управления природными ресурсами, будут созданы условия для продвижения и развития научно-технических разработок в реальные сектора экономики. Включение Казахстана в мировой углеродный рынок поможет развитию фондового рынка.

По проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (далее - законопроект) получены положительные экспертные заключения от аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства. От внедрения экономических механизмов Киотского протокола казахстанский бизнес приобретет новый статус - полноценного и равноправного участника всех механизмов Киотского протокола, в том числе и торговли выбросами парниковых газов.

Эксперты предполагают, что ожидаемые инвестиции в результате участия в Киотском протоколе в экономику Казахстана составили бы в ближайшие два года порядка 150-300 млн. долларов США, а до 2012 года - 500-600 млн. долларов США.

Выполнение обязательств по Киотскому протоколу предполагает расходы на создание национальной системы мониторинга и отчетности, и проведение инвентаризации выбросов парниковых газов в Республике Казахстан, а также обеспечение деятельности уполномоченного органа по регулированию деятельности в рамках Киотского протокола.

В соответствии со статьей 106 Экологического кодекса Республики Казахстан, в случае ратификации Киотского протокола предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращению эмиссий в окружающую среду, природопользователи могут вступать в соответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Ратификация Киотского протокола потребует внесения изменений в законодательные и подзаконные акты, касающиеся создания национального реестра углеродных единиц, разработки порядка ведения, рассмотрения, регистрации и одобрения проектов совместного осуществления, определения уполномоченного органа и наделения его соответствующими функциями.

В соответствии с подпунктом 2) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан», ратификации подлежат международные договоры, выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законами Республики Казахстан.

Объем бюджетного финансирования по данным направлениям будет определяться в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета в зависимости от результатов переговорного процесса по количественным обязательствам и включению Казахстана в Приложение к Киотскому протоколу.

На основании вышеизложенного, Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеуказанный законопроект.

Выступая перед депутатами, вице-министр охраны окружающей среды Альжан Бралиев сказал: «В связи с глобальной угрозой изменения климата ООН разработала и открыла для подписания 4 июня 1992 года в г. Рио де Жанейро Рамочную конвенцию об изменении климата (далее -Рамочная конвенция). Рамочную конвенцию на сегодняшний день ратифицировали 192 государства. Казахстан ратифицировал ее 17 Мая 1995 года.

В целях эффективной реализации Рамочной конвенции и создания реального механизма для снижения выбросов парниковых газов 11 декабря 1997 года в Киото (Япония) странами-участницами был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции. На сегодняшний день Киотский протокол ратифицирован 181 страной и 1 региональным содружеством (ЕС), то есть почти всеми частями мира.

Киотский протокол был подписан Республикой Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 84 от 12 марта 1999 года «О подписании Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Однако документ до сих пор не был ратифицирован, что создает двоякую ситуацию для политического имиджа Казахстана. Мы, начав активное участие в процессе, добившись ощутимого прогресса и определенных международных условий, до сих пор участвуем в процессе, не имея права голоса в процессе принятия решений. Ратификация Киотского протокола, будет не только иметь положительный отклик в мире, среди инвесторов и партнеров Казахстана, но и позволит Казахстану создать плацдарм для экономического роста, решения вопросов энергоемкости, внедрения энергоэффективной политики и прозрачности во всех экономических отраслях.

Киотский протокол предполагает добровольные обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов. Каждая страна, изъявившая желание взять на себя количественные обязательства включается в Приложение 1 Рамочной конвенции ООН и документирует их в Приложении Б Киотского протокола, а затем добивается их выполнения, в том числе и за рубежом, путем реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов. Развивающиеся страны, ратифицировавшие Киотский протокол, но не взявшие на себя обязательства - принимают у себя проекты по Механизму чистого развития.

«Механизм совместного осуществления», реализуется только между странами Приложения 1 Рамочной конвенции. Их суть в том, что страны приложения 1 реализуют совместные проекты, в результате которых сокращаются выбросы парниковых газов. Эти сокращения добавляются на счета сторон и служат выполнению их обязательств по сокращению выбросов. В этом случае обе стороны могут поделить между собой полученные единицы сокращения выбросов.

«Механизм чистого развития» - реализуется стороной приложения 1 в стране не Приложения 1 и в данном случае все сокращения выбросов переходят инвестору и служат для выполнения его обязательств по Киотскому протоколу. Этот механизм служит для вовлечения в процесс сокращения выбросов парниковых газов развивающихся стран, не имеющих собственных ресурсов.

Третий механизм «Торговля выбросами», в нем участвуют только стороны Приложения 1 Рамочной конвенции. Суть торговли заключается в том, что государство уже выполнившее свои обязательства и имеющее переизбыток квот может продать свои сокращения другим сторонам, нуждающимся в сокращении. В последнее время в рамках этого механизма набирает популярность так называемая схема зеленых инвестиций. По этой схеме стороны имеющие сокращение выбросов, которые образовались не в результате выполнения проектов, а в результате экономического кризиса (Казахстан, Украина, Россия, Белоруссия страны восточной Европы), могут реализовать эти сокращения с созданием условий для реализации экологических проектов. Однако все полученные инвестиции должны быть направлены только на проекты по сокращению выбросов парниковых газов.

Казахстан заявил о своем желании быть включенным в Приложение 1 и провел ряд переговоров, которые завершились приданием Казахстану статуса стороны Приложения 1 после ратификации Киотского протокола, решение было принято в Марракеше, Марокко на 7-й Конференции сторон. Также Казахстан провел успешные переговоры по определению 1992 года как базового года для Казахстана - года, относительного которого, будут рассматриваться сокращения выбросов парниковых газов.

По объему выделяемых парниковых газов Казахстан является крупнейшим источником в Центральной Азии, занимая третье место в СНГ после России и Украины. Общие национальные эмиссии парниковых газов с прямым парниковым эффектом в 2006 году без учета поглощения СО2 лесами составили 249,4 млн. т СО2 эквивалента, включая 198,2 млн. т эмиссий от всей энергетической деятельности, 15,3 млн. т от промышленных процессов, 30,8 млн. т от сельского хозяйства, и 5,2 млн. т от отходов. Для сравнения в 1992 базовом году общие национальные эмиссии парниковых газов с прямым  парниковым  эффектом  составили  339,1  млн.  тонн. Таким образом, Казахстан имеет задел около 90 млн. тонн и при эффективном управлении этот задел в виде инвестиций может быть направлен на модернизацию энергетического сектора, озеленение городов, реализацию проектов по уменьшению потерь в теплосетях, газо- и нефтепроводах и т.д.

  В республике имеется значительный потенциал по энергосбережению. Сокращение эмиссии СО2-эквивалента в энергетическом секторе предполагается получить как за счет модернизации традиционных отраслей энергетики, так и за счет использования возобновляемых источников энергии, а также внедрения ресурсосберегающих и чистых технологий.

Сейчас изношенность промышленного и энергетического оборудования РК, по разным оценкам, превышает критический рубеж в 60%, и ее модернизация потребует миллиардных инвестиций, Киотский протокол - это инструмент привлечения инвестиций в эти сектора экономики. Примером реализации механизмов Киотского протокола в Республике может служить модельный проект по энергоэффективности на Уральской ТЭЦ. В рамках проекта японской правительственной организацией NEDO было организована установка новейшего японского оборудования, которое позволило вырабатывать дополнительное электричество, улучшило КПД производства. Инвестиции по проекту составили порядка 15 миллионов долларов США, сокращение выбросов, порядка 600 тысяч тонн в год, достигнутое в результате проекта должно быть передано Казахстаном Японии.

В целом осуществление механизмов Киотского протокола позволит достигнуть целей по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, а также обеспечит реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития, которой предусмотрено повышение ВВП при одновременном снижении энергоемкости.

На сегодняшний день МООС разработало план мероприятий по выполнению Поручения Президента по ратификации Киотского протокола, провело работы по созданию Уполномоченного национального органа. Ежегодно проводится инвентаризация парниковых газов, начаты работы по созданию Национального регистра парниковых газов, начат прием проектов в рамках Киотского протокола, проведены работы по переговорам об определении количественных обязательств Казахстана по Киотскому протоколу.

Парламентские слушания в феврале 2006 года по вопросам политических, экономических и экологических аспектов ратификации Киотского протокола показали, что протокол и участие в нем, несомненно, принесут пользу Казахстану. Это мнение высказали ученые, политики, эксперты, представлявшие правительственные и неправительственные организации, представителей бизнеса.

Таким образом, Киотский протокол вобрал в себя лучшие качества управления охраной окружающей среды, и позволяет обеспечивать свое выполнение в соответствии с планами устойчивого развития страны».

 

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100