ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
Киотский Протокол

Еще в 1960-е годы учебники по экономике представляли воздух и воду прототипами "свободных" товаров или "благами общего пользования". Считалось, что их наличие ничем не ограничено. Но постепенно человечество вынуждено было изменить свое мнение и понять, что все богатства природных ресурсов - исчерпаемы. К примеру, выбросы в атмосферу одного-двух предприятий локально влияют на здоровье населения, растительный и животный мир, изменение климата. Однако рост подобных предприятий неизбежно приводит к общей деградации природных ресурсов и окружающей среды во всем мире. Соответственно необходимы меры, регулирующие доступ к этим ресурсам, чтобы предотвратить их окончательную деградацию. По мере развития человечества был отрегулирован вопрос об использовании большинства природных ресурсов. Однако атмосферный воздух оставался одним из немногих нерешенных вопросов, доступ к этому ресурсу являлся свободным.

В декабре 1997 года в г. Киото (Япония) страны мирового сообщества продолжили разработку исторического соглашения о контроле над атмосферными выбросами парниковых газов, ведущими к глобальному потеплению. В основу его легло добровольное, юридически не обязывающее заявление крупнейших промышленно развитых стран о намерении к 2000 году сократить объем выбрасываемых в атмосферу парниковых газов до уровня 1990 года. Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи.

  1. Установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран участниц
  2. Использовать гибкие рыночные механизмы, а не "обязательные схемы и меры"
  3. Добиться серьезного вовлчения в прооцесс не только развитых но и развивающихся стран 

Рассмотрим на графике пример выполнения первой задачи Киотского Протокола. Для этого используем данные по ожидаемым выбросам парниковых газов для США. [Источник: Reinstein, R. A. 1997. The Road to Kyoto. Reinstein and Associates International. Washington, USA]

Графическое изображение выполнения первой задачи Киотского Протокола

 Так, общие выбросы парниковых газов в базовом (1990 году) в США составили 5,842 млрд тонн. Прогноз выбросов для 2010 года составил 7,241 млрд тонн. На графике площадь фигуры ABCD показывает объем выбросов парниковых газов до 2012 года без каких-либо ограничений. Согласно принятым в Киото обязательствам, США снижают объем выбросов парниковых газов до 93% от базового года на период с 2008 по 2012 год. То есть, ежегодный объем выбросов составит 5,433 млрд т (5,842 млрд т Х 0.93). Таким образом, площадь фигуры А1B1CD показывает тот объем выбросов, который произойдет после принятия США обязательств по ограничению. Итак, возможный объем выбросов парниковых газов в США соответствует 27 млрд т (5,433 млрд т Х 5лет), вместо ожидаемых 36 млрд т Подобная ситуация возникает благодаря использованию гибких механизмов торговли, разработанных на встрече в Киото.

Итак, выполнение первой задачи выражается в следующем:

  • Вместо фиксированного года для сокращения объема атмосферных эмиссий была принята, предложенная США, концепция многолетнего периода. Многолетний график предоставляет государствам более гибкие возможности при выполнении установленных показателей. Установление средних показателей для пятилетнего периода, а не для каждого года позволит снизить затраты, особенно если учитывать неопределенность перспектив экономического развития. Усреднение показателей может выравнить воздействие краткосрочных факторов, таких как флуктуации бизнес-цикла и спроса на энергоносители, или холодная зима и жаркое лето, когда увеличивается потребление энергии и, соответственно, объем выбросов в атмосферу.
  • Страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах и, соответственно, для смягчения последствий этого для компаний и работников.
  • Установлены дифференцированные показатели ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 процентов ниже базовых уровней (1990 г. и 1995 г.) выбросов парниковых газов.
  • Было внесено предложение, которое позволяет ставить в зачет сокращения выбросов определенные виды деятельности, например, посадку деревьев, которые поглощают двуокись углерода, то есть создание так называемых "естественных поглотителей". Способствуя внедрению экономичных способов решения проблемы изменения климата, это будет стимулировать также полезную практику лесонасаждения.

Выполнение второй задачи выражается в следующем:

В Киотском Протоколе зафиксирован основной элемент этого рыночного подхода - компании и страны отныне имеют возможность продовать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Следовательно, квоты - это тоже товар, имеющий цену. Механизм учета покупки и продажи квот аналогичен механизму учета денежных средств в банковской системе. Имея излишек денег, банк предлагает их другим банкам по более высокой процентной ставке, чем, допустим, приобрел сам. Вырученный доход от продажи банк использует в собственных интересах. И напротив, банк, желающий приобрести дополнительные денежные средства, к примеру, для расчета с кредиторами, изыскивает собственные ресурсы, привлекая средства от других своих банковских операций. В итоге, общая величина баланса денежных средств, несмотря на внутрибанковские операции, остается неизменной. Рассмотрим пример покупки и продажи квот на выбросы парниковых газов. Возьмем три страны: А, В и С. Установленный Протоколом лимит выбросов у каждой составляет 150, 100 и 200 млн т в год соответственно (см. табл. 4).

Табл. 4. Пример выполнения второй задачи Киотского Протоко

  Лимит выброосв (млн.т) Продажа Квот (млн.т) 

Покупка Квот (млн.т)

Допустимые выбросы (млн.т) 
Страна А  150  20  10  140
Страна В  100  -  30  130
Страна С  200  20  -  180
Итого  450  40  40  450

 

Допустим, что страна А решила продать 20 млн т парниковых газов от величины своего лимита, а затем по каким-либо причинам приобрести 10 млн т. В итоге, величина допустимых выбросов для страны А составит 140 млн т в год (150-20+10). Аналогично рассчитываются допустимые выбросы для стран В и С. Итак, первоначальная общая величина лимита выбросов для трех стран, составляющая 450 млн т не изменилась. Однако выбросы каждой из стран отличаются от первоначального распределения. Мотивацией к таким изменениям явилась экономическая выгода, получаемая каждой стороной, участвующей в торговле квотами. Кроме того этот пример дает ответ на вопрос: пострадает ли климат от произведенных выбросов? Отрицательный ответ вполне очивиден, так как торговля квотами не увеличивает объем выбросов, а только их перераспределяет. Не нарушая фундаментальных основ установленных ранее ограничений на выбросы, общество получает возможность найти наилучший путь для выполнения этих ограничений.

Третья задача Киотского Протокола связана с участием развивающихся стран:

Глобальное потепление представляет собой глобальную проблему, требующую глобального решения - в поисках которого должны принимать участие не только развитые, но и ключевые страны с переходной и развивающейся экономикой. Уровень атмосферных выбросов парниковых газов на душу населения в развивающихся странах ниже, и в течение какого-то периода времени здесь не ожидается особых изменений, поскольку свыше 70 процентов объема парниковых газов, присутствующих сегодня в атмосфере - результат деятельности промышленно развитых стран.

В то же время необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать в атмосферу больше парниковых газов, чем промышленно развитый мир. Таким образом, с точки зрения экологической перспективы, данная проблема не может быть решена до тех пор, пока развивающиеся страны не присоединят свои усилия к общим. Некоторые развивающиеся страны ошибочно считают, что промышленно развитые страны стремятся ограничить их возможности в области промышленного развития, борьбы с бедностью и повышения уровня жизни своего населения. Концепция идеи осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) программ изложена в Конвенции об изменении климата. Она позволяет двум странам с различными затратами на сокращение выбросов совместно выполнять свои обязательства по снижению парниковых газов.

В рамках совместного осуществления правительство или предприятие страны-донора вкладывает инвестиции в отдельные проекты по снижению выбросов или поглощения углекислого газа в страну-получатель, что предлагает низкозатратную деятельность по сокращению выбросов или поглощению углекислого газа. Создается кредит (или компенсация) выбросов, т.е. контролируемое сокращение выбросов, достигнутое через конкретный проект, которое донор может затем использовать для покрытия своих собственных выбросов. Страна-получатель, в свою очередь, обеспечивает передачу новых технологий и финансовую устойчивость того проекта, который участвует в совместном осуществлении программ.

Табл. 5. Пример выполнения третьей задачи Киосткого Протокола.

  Развитая страна А Развивающая страна В
Обязательства по сокращению выбросов ПГ (млн т)
10
10
Затраты на одну тонну выбросов (долларов)
40
10
ИТОГО ЗАТРАТ
400
100

К примеру, развитая страна А должна сократить годовые выбросы углекислого газа на величину 10 млн т (см. табл. 5). Страна А уже потратила значительные средства на энергосбережение, поэтому новые вложения дают не слишком значительную экологическую отдачу, и снижение годовых выбросов двуокиси углерода на 1 тонну обходится здесь в 40 долларов инвестиций. Страна В только начинает серьезные инвестиции в энергосбережение, здесь затраты на 1 тонну снижения выбросов составляют 10 долларов. Очевидно, что если страны выполняют обязательства независимо, то потратят 400 и 100 млн долларов соответственно. Однако страна А, вместо того, чтобы потратить 400 млн долларов у себя дома, может потратить 100 млн долларов ($10 Х 10 млн т) в стране В с таким же экологическим эффектом; тем самым страна В получит 100 млн. долларов инвестиций, а страна А сэкономит 300 млн долларов (10 млн т Х (40-10)) на выполнении своих обязательств. Инвестиции в связи с обязательствами страны А могут удачно компенсироваться с мерами, предпринимаемыми страной В по выполнению ее собственных обязательств по сокращению выбросов на 10 млн т, для чего потребуется 100 млн долларов (10 млн т Х 10 долларов) инвестиций, и тогда сотрудничество принесет этой стране не просто инвестиции, а еще больше выгод. Выгоды будут заключаться в сокращении других выбросов вредных для здоровья в связи с установлением очистных сооружений и новых технологий страной-покупателем

Различия между механизмами совместного осуществления и чистого развития с точки зрения инвестора ПРОЕКТА

Совместное осуществление (СО) и механизм чистого развития (МЧР) являются двумя «гибкими механизмами» осуществления проектов согласно положениям Киотского протокола. Теоретически, СО и МЧР позволят осуществить экономически более эффективное сокращение глобальных выбросов парниковых газов. В отдельных случаях они дадут возможность инвесторам привлечь финансовые средства или получить приток поступлений в результате сокращения эмиссий парниковых газов (ПГ), или «углеродных зачетов». Однако, по-прежнему не совсем ясно, будут ли фактические кредиты зачетов углерода, полученные в результате осуществления проектов СО и МЧР, - другими словами, «право собственности и право передачи» таких сокращений эмиссий - являться сопоставимыми по цене и спросу на рынке. В то время как некоторые специалисты по изучению рынков сбыта и специалисты по проведению экономической политики предполагают некоторое «равенство» между кредитами зачетов эмиссий, получаемых в результате реализации СО, и кредитами в рамках МЧР, определенные нерешенные вопросы политического и юридического характера на практике могут привести к незначительным различиям между ними. Более того, фактический объем инвестиционных потоков в проекты СО и МЧР, а также в страны, где они осуществляются, в конечном счете, будут зависеть от того, как разрабатывался каждый из этих механизмов и какова их структура.

По мере развития и совершенствования «рынка» углеродных зачетов, проекты СО и МЧР все больше будут конкурировать в условиях дефицита средств в плане получения зарубежных инвестиций. В связи с этим, разработчики проектов в Средней Азии заинтересованы понять все сложности, связанные с проектами, а также незначительные различия между двумя механизмами. Особенно, это касается процесса разработки проекта, приемлемости проекта для регистрации, осуществления мониторинга, оценки, отчетности, верификации и сертификации обязательств по сокращению выбросов, а также уязвимости проекта к различным видам риска. Помимо сравнения затрат и выгод по разным проектам, а также чистой стоимости тонны сокращенных эмиссий ПГ, инвесторы проекта и брокеры по торговле эмиссий ПГ попытаются спрогнозировать степень надежности ожидаемых результатов от реализации проекта, включая углеродные зачеты. Для этого они проведут оценку и «взвешивание» баланса факторов риска, существующего в этих двух механизмах, а также анализ возможностей для спекуляции и арбитража на рынке, основанном на прогнозе предложения и спроса.

Разработчики проектов СО и МЧР должны постоянно помнить, что основным принципом любой финансирующей Стороны является минимизация возможных рисков в плане неосуществления проекта или неполучения ожидаемых результатов, при сохранении максимальных выгод при успешной реализации проекта.

До рассмотрения небольших различий относительно рисков и затрат/выгод, существующих между СО и МЧР, во-первых, еще раз необходимо отметить основные различия в структурах этих двух механизмов:

  • Понятие совместного осуществления (СО) отражено в Статье 6 Киотского протокола. Совместное осуществление могут выполнять только те Стороны (будь то частные компании, НПО или государственные предприятия), которы вошли в Приложение I к Киотскому протоколу, в то время как проекты в рамках МЧР допускают сотрудничество и передачу зачетов углерода как между странами Приложения I, так и между странами, не вошедшими в Приложение I. Сокращения эмиссий, достигнутые в результате реализации проектов Совместного осуществления, называют «Единицами сокращения эмиссий» (ERUs). ERU равна одной метрической тонне выбросов СО2-эквивалента. Единицы сокращения выбросов будут сертифицироваться только для тех проектов, где сокращения эмиссий будут являться «дополнительными» к любым сокращениям, которые могли бы иметь место в отсутствие данного проекта. Кроме того, ERUs могут быть сертифицированы и представлены на рынок торговли сокращениями выбросов только в случае, если Правительства обеих стран, работающих в рамках данного проекта, одобрили его, и оба Правительства соблюдают определенные обязательства согласно Киотскому протоколу. Поскольку обе Стороны проекта СО обязаны выполнять требования относительно национальных установленных предельных выбросов, а также обязательств по их сокращению, прямо или косвенно путем разработанной корпоративной ответственности, то желание Сторон заявить о своей части ERUs является, как правило, общим для обеих сторон. Кроме того, одна из стран или обе страны, участвующие в СО, могут иметь дополнительную гибкость в использовании ERUs в своих внутренних системах торговли правами на выбросы. Запасы единиц сокращения эмиссий не могут накапливаться с целью их более позднего использования в течение первого периода выполнения обязательств по сокращению эмиссий (т.е., начиная с 2008 г.).
  • Понятие механизма чистого развития оговорено в Статье 12 Киотского протокола. В принципе, цель Механизма чистого развития более обширна, чем цель СО. Механизм МЧР был разработан специально для развивающихся стран (т.е. для стран, не включенных в Приложение I), которые не имеют обязательств по сокращению эмиссий), чтобы они могли извлекать выгоды в результате использования переданных им технологий или в результате возросших инвестиций в область энергосбережения. Таким образом, цель МЧР не только обеспечение пути к сотрудничеству с международным сообществом для достижения сокращения эмиссий парниковых газов с меньшими затратами, но это также и механизм обеспечения устойчивого развития и активного участия всех государств в международной деятельности в области изменения климата. Сокращения эмиссий, достигнутые в результате реализации двусторонних или многосторонних проектов в рамках МЧР, называются «Сертифицированными единицами сокращения эмиссий» (CERs). Как вытекает из самого названия, CERs должны быть сертифицированы уполномоченным на то органом, определяемым руководящим органом по осуществлению МЧР. Сертифицированная единица сокращения выбросов равна одной метрической тонне выбросов эквивалента СО2.

_____

Читайте также:

Текст Киотского протокола

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100