Экологический кодекс был принят в январе 2007 года
Рарабатывался сотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами - юристами и правоведами работающими на крупных предприятих Казахстана.
Скачать Экологический кодекс Республики Казахстан
Предистория создания
Президент нашей страны поставил перед нами задачу создания к 2010 году основных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом в этом направлении явилось принятие в январе текущего года Экологического кодекса Республики Казахстан.
Данный Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи:
-
обобщение и систематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
-
поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия;
-
внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране.
При разработке Экологического кодекса было использовано около 20 руководящих и рекомендательных документов различных международных организаций, 18 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств, проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Экологическим кодексом предусматривается и уже осуществляется следующее реформирование нашего законодательства.
По разрешительной системе:
-
Введено увеличение срока действия разрешений на эмиссию в окружающую среду от 1 года до 3 - 5 лет. При этом общее количество рассматриваемых разрешений сократится с 58 тысяч до 18 тысяч, т.е. на 70%.
-
По желанию природопользователей вводятся уже с этого года, по примеру стран ЕС, комплексные экологические разрешения, в которых нормативы эмиссии будут устанавливаться на основе целевых показателей качества окружающей среды и применения наилучших доступных технологий.
-
Взамен ранее выдаваемых лицензий будут выдаваться разрешения (на один год или разовые ) на импорт-экспорт озоноразрушающих веществ и содержащую их продукцию, на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ.
По лицензированию деятельности в области охраны окружающей среды:
Исключено обязательное лицензирование экологически опасных видов хозяйственной деятельности, и, ввиду схожести всех работ и услуг в области охраны окружающей среды, по ним будет выдаваться только одна лицензия с подвидами: природоохранное проектирование, нормирование, работы в области экологической экспертизы и экологический аудит.
По системе государственного экологического контроля:
Наиболее важными для данной системы являются экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, прямо прописанные в Экологическом кодексе. Это позволит существенно расширить судебную практику, опираясь уже не на подзаконные, а на законодательные нормы.
Полностью расписан порядок проведения государственного контроля, что соответствует современным законодательным требованиям, при этом значительно повышена роль производственного контроля и описан порядок проведения общественного контроля;
Для учета природопользователей и выданных разрешений впервые вводится понятие государственного реестра природопользователей, который будет вестись в тесной связи с реестром налогоплательщиков.
По системе управления отходами:
Совершенно новой функцией является создание системы управления бесхозными опасными отходами, для чего постановлением Правительства будет определен порядок управления такими отходами, признанными по решению судов поступившими в республиканскую собственность.
При этом экологическое регулирование будет направлено на совершенствование системы сортировки, складирования и переработки твердо-бытовых отходов на городских и сельских полигонах, которые до настоящего времени не решались на местном уровне. В данном направлении нам необходимо использовать опыт зарубежных стран и реализовать требования Экологического Кодекса посредством предъявления единых экологических требований по обустройству и эксплуатации полигонов. Переработка отходов стимулируется платой за размещение отходов.
Тем самым, выдаваемые разрешения будут предусматривать не только допустимые объемы размещения отходов, но и технологический регламент обращения с ними, ответственность за соблюдение которых будет нести владелец полигона.
Кодекс поможет нам решить вопрос с образованием и размещением минеральных образований.
По экологическому аудиту:
Практически все документы по проведению экологического аудита были уже опробованы ранее и теперь механизм, отраженный в Экологическом кодексе, внедряется в практику работы наших органов.
По инициативе Министерства создана Казахстанская палата экологических аудиторов, проведен ряд аудитов промышленных предприятий. Экологическим кодексом предусматривается, что те предприятия, которые получили международный сертификат по системе экологического менеджмента ИСО 14000 могут быть освобождены от регулярных проверок нашими инспекторами, а таких предприятий в Казахстане уже более 50.
По возмещению ущерба окружающей среде:
В систему расчета ущерба наряду с косвенным методом вводится понятие прямых методов расчета.
Также для приведения в соответствие с международными конвенциями в области охраны окружающей среды в Кодексе впервые введены нормы по ограничению выбросов парниковых газов, по обращению с генетически модифицированными организмами, по обращению с опасными и радиоактивными материалами и отходами, по экологическим требованиям при бурении на шельфе Каспийского моря.
Для обеспечения гласности государственной экологической экспертизы и привлечения общественности к принятию решений предусматривается опубликование в средствах массовой информации заявок всех поступивших на экспертизу материалов. Эта норма полностью соответствует ратифицированной Республикой Казахстан Орхусской конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
В настоящее время Правительством утвержден Перечень из 46 нормативных правовых актов, необходимых для реализации Экологического кодекса. Из них уже разработано, принято или проходят процедуру согласования 37. Остальные запланированы на вторую половину года. |